Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы мира. Крупнейшие нпз россии

Нефтяной вопрос всегда считался самым важным для экономики любой страны.

Свою историю России начинали с 1745 года, с того самого дня, когда на реке Ухте братьями Чумеловыми было основано первое предприятие. В основе его продукции лежал обыкновенный, но очень актуальный в те времена керосин, а также прочие смазочные масла.

Сегодня нефтеперерабатывающая промышленность России считается одной из успешных. Постоянно растет количество предприятий, и мелких, и крупных, что обусловлено постоянно растущими доходами от переработки «черного золота». Лучше всего данная отрасль развита в Центральном регионе страны, а также в Тюменской и Челябинской областях.

России производят, в основном, бензин, керосин, дизельное, ракетное, авиационное топливо, мазут, моторные масла, битумы, нефтяной кокс и т.д. Абсолютное большинство из них создаются рядом с нефтяными вышками, что дает возможность компаниям не тратить дополнительные средства на поставки сырья. После переработки уже готовый продукт отправляется к конечному потребителю.

Основная задача, которую выполняют нефтеперерабатывающие заводы России - это глубокая Их производственный цикл, как правило, состоит из процесса подготовки сырья, первичного перегона нефти т вторичной переработки фракций, что включает в себя риформинг, коксование, гидроочистку и смешения компонентов готового нефтепродукта.

Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы в России размещены в Центральном, Сибирском и на которые приходится более семидесяти процентов всех мощностей страны. Это Газпромнефть-Омский НПЗ, а также Ангарский, Антипинский (Тюмень), Афипский (Краснодарский край), Красноленинский (Ханты- Мансийск), Уфимский (Башкирия) и т.д. На территории субъектов РФ лидером по первичной переработке нефти является Башкирия.

Нефтеперабатывающие заводы России в большинстве своем появились в нашей стране после войны: за период до 1965 года было построено 16 мощностей, что составляет более половины существующих на сегодня. Однако в период становления экономических реформ в 1990-ые годы в этой наблюдался значительный спад объемов производства. Объяснить это нетрудно: в те времена резко упало внутреннее потребление нефти, что обусловило невысокое качество выпускаемого продукта, а значит и низкий коэффициент глубины переработки, снизившийся до 67,4 процентов. И только в 1999 году Омский НПЗ году смог приблизиться к стандартам США и Европы.

Лишь в последние годы в этом вопросе заметна обнадеживающая тенденция, признаком которой стали значительные инвестиции в нефтепеработку, которые, уже начиная с 2006 года, превысили 40 миллиардов рублей.

Вырос коэффициент глубины переработки, ведь в 2010 году В. Путин запретил своим Указом подключать к магистралям те новые нефтеперерабатывающие заводы России, у которых он не доходил до 70%, считая, что подобные предприятия нуждаются в серьезной модернизации. Число таких мини-НПЗ сегодня в России доходит до двухсот пятидесяти.

А к концу текущего 2012 года запланировано построить крупнейший в России нефтеперерабатывающий комплекс, расположенный на самом конце трубопровода, проходящего по Восточной Сибири к Тихому океану, у которого глубина переработки продукта будет составлять около 93 процентов, что будет соответствовать уровню, достигнутому на таких же предприятиях США.

Консолидированная в большей части нефтеперерабатывающая промышленность в нашей стране находится под контролем десяти крупных компаний, таких как «Роснефть», «Лукойл», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР», «Газпром» и т.д.

Россия, один из мировых лидеров по добыче нефти, располагает серьёзными мощностями по производству продуктов переработки «чёрного золота». Заводы выпускают топливную, масляную и нефтехимическую продукцию, при этом суммарные годовые объёмы производства бензина, дизельного топлива и топочного мазута достигают десятков миллионов тонн.

Масштабы российской нефтепереработки

В настоящее время на территории России функционируют 32 крупных нефтеперерабатывающих завода и ещё 80 мини-предприятий, также занятых в данной отрасли. Совокупные мощности НПЗ страны дают возможности переработки 270 млн тонн сырья. Представляем вашему вниманию топ-10 заводов по переработке нефти по критерию установленных производственных мощностей. Предприятия, вошедшие в список, принадлежат как государственным, так и частным нефтекомпаниям.

1. «Газпромнефть-ОНПЗ» (20,89 млн тонн)

Предприятие «Газпромнефть-ОНПЗ» более известно как Омский нефтеперерабатывающий завод. Владельцем завода является компания «Газпром нефть» (структура «Газпрома»). Решение о постройке предприятия было принято в 1949 году, завод запустили в 1955 году. Установленная мощность достигает 20,89 млн тонн, глубина переработки (соотношение объёма сырья к количеству производимых продуктов) - 91,5%. В 2016 году Омский НПЗ переработал 20,5 млн тонн нефти. Пронедра писали ранее, что фактическая переработка на НПЗ в 2016 году снизилась в сравнении с уровнем 2015 года.

В прошлом году произведено в том числе 4,7 млн тонн бензина и 6,5 млн тонн дизтоплива. Кроме топлива, завод производит битумы, коксы, кислоты, гудрон и другую продукцию. За последние несколько лет предприятие за счёт модернизации мощностей сократило количество выбросов в атмосферу на 36%, к 2020 году планируется снизить степень вредного воздействия на окружающую среду ещё на 28%. В общей сложности за последние 20 лет количество выбросов уменьшилось в пять раз.

2. «Киришинефтеоргсинтез» (20,1 млн тонн)

Киришский нефтеперерабатывающий завод («Киришинефтеоргсинтез», предприятие «Сургутнефтегаза») мощностью 20,1 млн тонн находится в городе Кириши Ленобласти. Ввод в эксплуатацию состоялся в 1966 году. Фактически в среднем перерабатывает более 17 млн тонн нефти с глубиной 54,8%. Кроме ГСМ, выпускает аммиак, битумы, растворители, газы, ксилолы. По данным предприятия, в последние годы по результатам анализа 2,4 тыс. проб превышений нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух выявлено не было. В пределах контрольных точек санитарно-защитной зоны комплекса экологических нарушений также не обнаружено.

3. «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (18,8 млн тонн)

Крупнейший НПЗ «Роснефти» мощностью в 18,8 млн тонн - «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (до 2002 года - Рязанский нефтеперерабатывающий завод) - выпускает автобензин, дизтопливо, авиакеросин, котельное горючее, битумы для строительной и дорожной отраслей. Предприятие начало работать в 1960 году. В прошлом году завод переработал 16,2 млн тонн сырья с глубиной 68,6%, произведя при этом 15,66 млн тонн продукции, в том числе 3,42 млн тонн бензина, 3,75 млн тонн дизтоплива и 4,92 млн тонн мазута. На предприятии в 2014 году начал работать центр экологических исследований. Также функционируют пять экологических лабораторий. Замеры вредных выбросов осуществляются с 1961 года.

4. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (17 млн тонн)

Один из лидеров отечественной нефтепереработки, предприятие «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» (владелец - «Лукойл»), расположено в городе Кстово Нижегородской области. Предприятие, мощность которого в настоящее время достигает 17 млн тонн, было открыто в 1958 году и получило наименование Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод.

НПЗ производит порядка 70 наименований продукции, включая бензиновое и дизельное топливо, горючее для авиационного транспорта, парафины и нефтебитумы. «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез» является единственным в России предприятием, выпускающим пищевые парафины твёрдого типа. Глубина переработки достигает 75%. На заводе работает экологическая лаборатория, имеющая в своём составе два передвижных комплекса. В рамках программы «Чистый воздух» резервуары завода оборудованы понтонами для уменьшения в десятки раз количества выбросов углеводородов в атмосферу. За последние десять лет усреднённые показатели загрязнения окружающей среды снизились втрое.

5. «Лукойл-Волгограднефтепереработка» (15,7 млн тонн)

Волгоградский (Сталинградский) НПЗ, запущенный в 1957 году, в 1991 году вошёл в состав компании «Лукойл» и получил новое название - «Лукойл-Волгограднефтепереработка». Мощность завода составляет 15,7 млн тонн, фактическая - 12,6 млн тонн с глубиной переработки в 93%. Сейчас предприятие выпускает около семи десятков наименований продуктов нефтепереработки, включая автобензин, дизтопливо, сжиженные газы, битумы, масла, коксы и газойли. По данным «Лукойла», благодаря выполнению программы экологической безопасности, валовые объёмы вредных выбросов были сокращены на 44%.

6. «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (15 млн тонн)

Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод (в настоящее время - «Славнефть-ЯНОС», совместная собственность компаний «Газпром» и «Славнефть»), начал работать в 1961 году. Актуальная установленная мощность завода составляет 15 млн тонн сырья, глубина переработки - 66%. Предприятие занято выпуском автомобильных бензинов, дизельного горючего, топлива, используемого в реактивных двигателях, широкого спектра масел, битумов, восков, парафинов, ароматических углеводородов, мазута и сжиженных газов. За последние 11 лет «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» существенно улучшил качество своих промышленных стоков. Количество накопленных прежде отходов уменьшилось в 3,5 раза, а объём загрязняющих выбросов в атмосферу - в 1,4 раза.

7. «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (13,1 млн тонн)

В 1958 году был введён в эксплуатацию Пермский нефтеперерабатывающий завод. Позже он получил такие названия, как Пермский нефтеперерабатывающий комбинат, «Пермнефтеоргсинтез» и в итоге, после перехода в собственность «Лукойла», был переименован в «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Мощность предприятия при глубине переработки сырья 88% достигает 13,1 млн тонн. «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» производит широкий ассортимент продукции, включающий десятки пунктов - бензины, дизтопливо, горючее для реактивных силовых установок, газойли, толуол, бензол, сжиженные углеводородные газы, серу, кислоты и нефтяные коксы.

По заверениям руководства завода, на предприятии активно осуществляются меры, которые позволяют исключить выбросы в окружающую среду загрязняющих компонентов сверх нормативных ограничений. Все виды нефтесодержащих отходов утилизируются при помощи специального современного оборудования. В прошлом году завод победил в конкурсе «Лидер природоохранной деятельности в России».

8. «Газпромнефть - Московский НПЗ» (12,15 млн тонн)

Московский нефтеперерабатывающий завод (собственник - «Газпром нефть»), который в настоящее время обеспечивает удовлетворение 34% потребностей российской столицы в нефтепродуктах, был построен в 1938 году. Мощность предприятия достигает 12,15 млн тонн при глубине переработки в 75%. Завод занят преимущественно в топливном сегменте - производит моторное горючее, однако дополнительно выпускает и битум. Также производятся сжиженные газы для бытовых и коммунальных нужд, топочный мазут. По данным «Газпромнефть - Московский НПЗ», система экологического менеджмента на предприятии соответствует международным стандартам.

Тем не менее, с 2014 года завод неоднократно оказывался в центре внимания ввиду выбросов сероводорода в атмосферный воздух Москвы. Хотя, по данным МЧС, источником загрязнения действительно оказалось упомянутое нефтеперерабатывающее предприятие, соответствующие официальные обвинения предъявлены не были, а под подозрение попали ещё три десятка промышленных объектов, расположенных в городе. В 2017 году представители Московского НПЗ сообщили, что превышений по загрязняющим выбросам на территории предприятия не наблюдается. Напомним, в московской мэрии заявили о запуске системы наблюдения за выбросами завода.

9. «РН-Туапсинский НПЗ» (12 млн тонн)

Предприятие «РН-Туапсинский НПЗ» является старейшим нефтеперерабатывающим заводом в России. Он был построен в 1929 году. Уникальность предприятия состоит также в том, что это - единственный НПЗ в стране, расположенный на черноморском побережье. Собственник «РН-Туапсинский НПЗ» - корпорация «Роснефть». Мощность завода составляет 12 млн тонн (фактически в год перерабатываются 8,6 млн тонн сырья), глубина переработки - до 54%. Основной ассортимент выпускаемых продуктов - бензин, включая технологический, дизтопливо, керосин для осветительных целей, мазут и сжиженный газ. По данным администрации завода, на НПЗ удалось в сжатые сроки сократить в два раза объёмы загрязняющих выбросов в атмосферный воздух. Также качество стоков доведено до показателя рыбохозяйственных водоёмов первой категории.

10. «Ангарская нефтехимическая компания» (10,2 млн тонн)

В Ангарске Иркутской области расположились производственные объекты «Ангарской нефтехимической компании», специализирующейся на нефтепереработке. В комплекс входят нефтеперерабатывающий, химический блоки, а также комбинат по производству масел. Установленная мощность - 10,2 млн тонн, глубина переработки - 73,8%. Комплекс был запущен в 1945 году как предприятие по производству жидкого угольного топлива, а в 1953 году ввели в эксплуатацию первые нефтехимические мощности. Сейчас компания производит автобензин, дизтопливо, керосин для воздушных судов, спирты, мазут, серную кислоту, масла. В рамках выполнения мероприятий экологической безопасности обустроены закрытые факелы для нейтрализации сбросных газов, возводится система оборотного водоснабжения.

Лидеры в переработке нефти: топ регионов и компаний

Если говорить о российской нефтеперерабатывающей отрасли в целом, то для неё характерна большая (до 90%) степень консолидации. Заводы преимущественно работают в составе компаний вертикально-интегрированного типа.

Большая часть существующих в России нефтеперерабатывающих заводов была построена ещё в советский период. Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам осуществлялось по двум принципам - близости к месторождениям сырья и сообразно необходимости поставок горюче-смазочных материалов и продуктов нефтехимии в конкретные районы РСФСР, или же в соседние республики СССР. Данные факторы и предопределили картину расположения нефтеперерабатывающих мощностей на территории современного российского государства.

Современный этап развития отечественной переработки «чёрного золота» характеризуется не только наращиванием мощностей, но и тотальной модернизацией производства. Последняя даёт возможность российским компаниям как улучшить качество продукции до уровня самых жёстких международных стандартов, так и повысить глубину переработки сырья, а также минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Качество бензина и дизельного топлива волнует всех автовладельцев. Между тем, времена "левого" бензина уходят в прошлое. Виной всему быстрое перевооружение российских НПЗ на выпуск более светлых углеводородов или по-простому моторного топлива. Где же расположены те самые НПЗ, выпускающие самое качественное топливо?

Российская нефтеперерабатывающая промышленность одна из крупнейших в мире. По общему объему переработки нефти Россия входит в пятерку мировых лидеров, уступая лишь США и Китаю. Это место Россия унаследовала от СССР так как все крупнейшие НПЗ были построены до 1991 года. Сейчас российская нефтепереработка объединяет более 30 крупных заводов с объемами переработки более 1 млн тонн нефти в год и несколько десятков мелких.

Вот самые крупные из них:

Российский лидер, принадлежащий компании "Газпром-Нефть". Объем переработки - 20,9 млн. тонн сырой нефти в год, глубина переработки 88,8%. Площадь - 24 кв. км. Завод был запущен в 1955 году, а с 2008 по 2015 годы была проведена масштабная реконструкция, что позволило перейти на выпуск моторных топлив экологического класса «Евро-5» и значительно повысить энергоэффективность и экологичность. С учетом начавшегося второго этапа модернизации, который завершится в 2020 году, через 4 года глубина переработки нефти будет составлять 97% рекордные даже для мировых показателей, а завод будет способен выпускать моторные топлива экологического класса "Евро-6".

На заводе с 2016 года начали реализовывать проект, согласно которому к 2020 году предполагается создание высокотехнологического комплекса по производству катализаторов для каталитического крегинга. Этот проект настолько актуален для отрасли, что Минэнерго присвоило ему статус "Национального". Когда проект будет реализован, в России начнется массовое производство катализаторов для создания топлив стандартов «Евро-5» и выше.

КИНЕФ

Нефтеперерабатывающий завод, расположенный на севере нашей страны в Ленинградской области в г. Кириши, принадлежащий группе "СургутНефтеГаз". Объем переработки 20,5 млн. тонн нефти в год, глубина переработки - 59,6%. История завода берет свое начало в 1966 году, а начиная с 1974 года завод начал производить сырье для нефтехимии: бензол, толуол, изопентан, нормальные пентан и бутан, нефрас. В 1981 году запущена установка каталитического риформинга, способная перерабатывать до миллиона тонн сырья в год, а в 1988 реализована гидроочистка дизельных топлив, мощностью в два миллиона тонн в год.

КИНЕФ - крупнейший поставщик дизельного топлива в Европу.

Рязанский НПК

Крупнейший нефтеперерабатывающий завод в европейской части России. Предприятие принадлежит компании "Роснефть" и перерабатывает 18,8 млн. тонн сырой нефти в год. Глубина переработки 68,6%. Ассортимент завода достаточно широк: автобензин, дизтопливо, авиакеросин, котельное горючее, битум.

Предприятие начало работать в 1960 году. На предприятии в 2014 году начал работать центр экологических исследований. Также функционируют пять экологических лабораторий. Замеры вредных выбросов осуществляются с 1961 года.

Ярославский НПЗ

Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий компаниям "Газпром-Нефть" и "Роснефть" начал работать в 1961 году. Сегодня объем его переработки - 15,3 млн. сырой нефти в год, глубина переработки - 65,7%. Завод выпускает автомобильные бензины, дизельное горючее, топлива для реактивных двигателей, масла, битумы, воски, парафины, ароматические углеводороды, мазут, сжиженный газ. Количество накопленных прежде отходов уменьшилось в 3,5 раза, а объём загрязняющих выбросов в атмосферу уменьшился в 1,4 раза.

Московский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий кмпании «Газпром нефть» - старейшее предприятие отрасли. Его запустили в эксплуатацию в 1938 году. На сегодня мощность завода составляет 12,6 млн. тонн сырой нефти в год, глубина переработки - 75%. Не смотря на такие мощности, завод удовлетворяет лишь около 40% потребностей столицы в топливе. Отсюда и специализация завода - светлые нефтепродукты: бензины, дизельное топливо. Дополнительно выпускается битум, мазут и сжиженный природный газ. Весь выпускаемый Московским НПЗ высокооктановый бензин и дизельное топливо соответствуют экологическому стандарту "Евро-5".

В связи с тем, что завод находится в черте города, на предприятии внедрена самая современная система экологического менеджмента.

Конечно это не все нефтеперерабатывающие заводы России. Всего их около 36 штук. Среди них есть гиганты типа Пермского или Волгоградского НПЗ, есть также и более мелкие, закрывающие нужды отдельных регионов. Кстати, строительство небольших, специализированных НПЗ - самый современный тренд!


"Ойл-Экспо" - доставка дизельного топлива и бензина по Москве и области.

Где выпускается каждый восьмой литр бензина в России, и что представляет собой современная отечественная нефтепереработка - в совместном проекте “Ъ” и компании «Газпром нефть»

Потребность планеты в нефти увеличивается ежегодно. Одного только автомобильного топлива мы каждый день потребляем более 50 млн баррелей - через 15 лет этот показатель будет выше еще на треть. Чтобы своими глазами увидеть, как нефть становится топливом, корреспонденты “Ъ” посетили Омский нефтеперерабатывающий завод, самый большой в России и один из крупнейших НПЗ в мире.

Пассажирский среднемагистральный самолет сжигает порядка 3 тонн авиационного керосина в час. Наш авиалайнер, Boeing 757, следующий маршрутом Москва-Омск, должен был израсходовать уже более 9 тонн, когда я почувствовал, что мы идем на посадку.

Первое, что видит пассажир, подлетая к городу с запада,- впивающиеся в небо трубы омской электростанции. Они становятся различимы задолго до того, как на горизонте проступают очертания самого города, по современным меркам невысокого, раскинувшегося на слиянии двух рек - Оми и Иртыша.

Эти места - южная часть Западной Сибири - давно отвоеваны у природы, поэтому лесов тут немного и болота темнеют не так часто, как, скажем, на территории Тюменской области. Когда-то, когда пушнина была стратегическим ресурсом, тут вели меховой промысел. Сегодня у России другой стратегический ресурс, и теперь здесь занимаются нефтью.

Постепенно снижаясь, мы подлетаем к Омскому нефтеперерабатывающему заводу. Белые «шайбы» нефтехранилищ поначалу кажутся крошечными, однако позднее нам расскажут, что в некоторых из 43 хранилищ резервуарного парка завода может содержаться до 50 тыс. кубометров (это сравнимо с емкостью олимпийского бассейна) сырой нефти.









2800

сотрудников работает на ОНПЗ

За то время, что мы летим над заводом, в деталях становятся видны отдельные его постройки и даже люди. Подо мной - сотни километров трубопроводов, проложенных на эстакадах над землей. Почти 3 тыс. сотрудников - инженеров, операторов, технологов, лаборантов, слесарей, водителей, наладчиков. Редкие автомобили, кажется, еле плетутся, не превышая даже максимальной разрешенной на заводе скорости в 40 км/ч. Блестят на солнце колонны установок нефтепереработки.

Подо мной - одна тринадцатая часть всей перерабатываемой в России нефти. Самый крупный налогоплательщик Омской области и мощнейший из 36 НПЗ страны, перерабатывающий 21 млн тонн нефти в год. Если эта цифра сама по себе ни о чем вам не говорит, представьте железнодорожный состав из цистерн, каждая из которых вмещает до 60 тонн нефти. Если разлить всю поступающую на ОНПЗ нефть по ним, у вас получится состав из 367 тыс. цистерн. Он растянется на расстояние от Омска до Москвы. И даже дальше.


Легкая сладкая нефть

Нефть уже тысячи лет не дает человеку покоя. В древности бывали места (впрочем, и до сих пор они встречаются), где нефть сама выходила на поверхность, сочась из-под земли. Давно были открыты ее целебные свойства, как и ее способность гореть. Вечные огни газовых и нефтяных месторождений становились алтарями древних религий. Нефть использовали и в качестве оружия. Но то было до того, как началась нефтяная эра и была раскрыта главная ее сила - созидания.

Последние 150 лет человеку с каждым годом нужно все больше нефти, а она в свою очередь уходит все глубже, прячется, ставя преграды на пути ее извлечения из недр. И пока геологи и бурильщики пытаются вытолкнуть нефть из-под земли, люди другой профессии, нефтепереработчики, ищут все новые способы раскрытия тайн этой субстанции.

Современный НПЗ - это множество процессов, в которых задействованы десятки установок и тысячи людей. Не говоря уже о миллионах тонн сырья. На заре истории переработки для перегонки нефти в какой-либо продукт - керосин, мазут, допотопный бензин - использовались лишь огонь да медный куб. Сегодня некоторые процессы, происходящие на молекулярном уровне, настолько быстротечны, что впору задаться вопросом - а происходят ли они вообще? И если раньше куб, огонь и часы ожидания давали готовый продукт, то теперь с ростом потребностей человечества процесс, который занимает одну-две секунды и проходит в исполинском реакторе, дает лишь один из десяти, а то и пятнадцати компонентов бензина. Для того чтобы превратить нефть, например, в бензин «Евро-5», на омском заводе круглосуточно работают более десяти установок.







Когда-то человечество сжигало большую часть переработанной нефти, не находя ей применения. Теперь это роскошь. Сейчас нефтепереработчики ведут борьбу за каждую десятую, а то и сотую долю процента. Все меньше продукта попадает в графу «невосполнимые потери». Топливо становится все более чистым - миллиарды рублей, которые «Газпром нефть» уже вложила в развитие своих заводов, в том числе и омского, позволили полностью перейти на выпуск бензина и дизеля стандарта «Евро-5». Это означает, что в воздух Омска, Москвы, Ярославля - да всех городов, где продается топливо компании, из выхлопных труб автомобилей попадает в десятки раз меньше вредных веществ, чем раньше.

После завершения очередного этапа модернизации, цель которого - повысить эффективность производства, глубина переработки нефти к 2020 году достигнет 97%. Соответственно, переработка одной тонны сырой нефти позволит получать до 970 кг нефтепродуктов товарного качества - это будет рекордный для России показатель.


Товарно-сырьевая база Омского НПЗ расположена на самом краю заводской территории, где ее насосную станцию окружают гигантские резервуары, те самые белые «шайбы», которые можно было рассмотреть с самолета. Это стальные бочки, окрашенные в белый цвет, высотой до 15 м. Пожалуй, из всех построек НПЗ именно эти резервуары - самые, казалось бы, незамысловатые и привычные для глаза сооружения. Мы иногда видим их на бензоколонках или в аэропортах. У железных дорог. И никогда не задумываемся, как они, собственно, появились. Сооружение настолько элементарное в представлении обывателя, что, казалось бы, не заслуживает особого внимания. Но его создатель - человек, скорее известный широкой публике как проектировщик Шаболовской башни в Москве,- повлиял на нефтяную индустрию России и мира как мало кто другой.

Российский инженер Владимир Григорьевич Шухов разработал первые резервуары, которые до сих пор называют шуховскими, в 1878 году - для «Товарищества братьев Нобель», осваивавшего бакинские нефтяные промыслы. Тогда, на рассвете нефтяной эры, инженер доказал, что подобный способ хранения является одновременно наиболее безопасным для окружающей среды и самым экономичным в производстве. До этого нефть в России хранили в наливных прудах, в США - в прямоугольных металлических резервуарах. В то же время Шухов спроектировал и первый в России нефтепровод - Баку-Батуми. Первые речные танкеры - это также его детища. Он же первым предложил способ извлечения нефти из недр путем закачки в скважину сжатого воздуха.



Скрытая от людских глаз, добытая на глубине 2,5 км по «шуховскому» методу нефть приходит на товарно-сырьевую базу Омского НПЗ сразу с нескольких месторождений Западной Сибири. Проделав путь по трубопроводам, длина которых колеблется в промежутке 2–3 тыс. км, она сливается в единый поток в трубе, которая подходит к самому заводу. Это то, что называют товарной нефтью Siberian Light, относящейся к сорту Light Sweet Oil («легкая сладкая нефть»). В отличие от многих других сортов, эта нефть не отпугивает резким серным запахом. На то она и «легкая» - содержание серы в ней намного ниже, чем, скажем, в экспортном варианте российской нефти Urals. И хотите верьте, хотите нет, но аромат ее скорее приятен. Я не нефтехимик и не умею определять элементы по запаху. Но у меня этот запах вызвал ассоциации с медом полевого разнотравья. В какой-то степени так оно и есть, только «поля» эти со всем живым на них цвели десятки, а то и сотни миллионов лет назад.

Нефть, добытая в разное время, пусть даже на одном месторождении, не имеет постоянного химического состава. Он меняется в зависимости от глубины залегания. И это именно сырая нефть - не просто не переработанная, но также содержащая грунтовые воды, попутные газы и соли. Хотя Siberian Light отлично подходит для получения из нее светлых нефтепродуктов - бензина, дизеля, керосина - в таком виде она не может поступить напрямую в перегонку. Ей предстоит пройти большой путь, чтобы в итоге распасться на части, изменить структуру и стать тем, что мы зальем в бак.


Вторая колонна

Олег Гнедин, молодой человек лет тридцати с загаром по линии ворота его форменной куртки, до сих пор не может привыкнуть к белой каске, которую носит уже два с половиной года. На заводе в таких ходят только начальники. «Мои все и так знают, кто я»,- говорит он о своих подчиненных, которых предпочитает называть коллегами. Но порядок есть порядок.

60 000

тонн нефтяного сырья в сутки перерабатывает ОНПЗ

Вотчина Олега Гнедина - атмосферно-вакуумная трубчатка, или АВТ, комплекс первичной переработки нефти, состоящий из нескольких колонн. Если вбить в поиске Google запрос «НПЗ», то именно их - блестящие, полные, как баобабы, или изящные, как березы, сорокаметровые колонны - вы и увидите. Таких установок на Омском НПЗ пять, но АВТ-10 Гнедина даст фору всем остальным: на нее одну приходится 8,5 млн тонн переработанной нефти в год. Или 23,5 тыс. тонн в день. 19 железнодорожных цистерн в час, или 458 в сутки. Когда завод был пущен в 1955 году, всех его мощностей хватало только на то, чтобы переработать 750 тыс. тонн в год.









На АВТ нефть, отстоявшись в резервуарах, поступает с товарно-сырьевой базы по пятикилометровому трубопроводу. Как и на насосной станции в 5 км от установки, здесь оператор три раза в день забирает пробу прибывшего сырья и отправляет ее в лабораторию завода. Этот оператор и лаборант - последние, кто видят нефть перед тем, как та поступит в колонны установки. С этого момента она уже перестает быть просто нефтью.

В последний раз «живую» нефть, не пробу, Олег Гнедин видел пять лет назад. После планового ремонта на своей первой АВТ. Тогда пуск установки был под Новый год, ударили морозы, и нефть попросту замерзла в трубопроводе, не дойдя до колонн. «Мы трое суток отпаривали ее,- вспоминает он уже с улыбкой.- Подводили в колодец трубы пар. День и ночь. Как раз под Новый год нефть пошла - ударил фонтан, мы все под ним оказались. Ощущения были, наверно, как у буровика».

Олег Гнедин проводит для меня экскурсию по АВТ. Мы шагаем мимо гудящих насосов, проходим между раскаленных труб, от которых идет жар, уловимый на расстоянии в несколько метров от них. Температура некоторых из них - более 300 градусов по Цельсию. Именно до такого уровня нефть нагревается в печи прежде, чем поступить в переработку. При этом температура в нижней части главной атмосферной ректификационной колонны К-2 достигает уже 350 градусов.












«Что важно понять, так это то, что нет ни одной установки, где бы мы могли получить, например, 95-й бензин,- объясняет Олег Гнедин.- Тут мы получаем лишь несколько его компонентов. Дальше - изомеризация, риформинг, крекинг, висбрекинг, гидроочистка… Не понимаешь, что это? Не парься! Меня когда привезли на первую практику сюда и прокатили по 20 установкам - потом такая каша в голове была, что я несколько дней отойти не мог. Но ничего, отучился еще четыре года - и все понял».

130 °C

самая низкая температура в колоннах АВТ

Если попробовать упростить, первичный процесс переработки нефти выглядит так. По трубе, после прохождения через печь, нефть подается в среднюю часть ректификационной (то есть разделительной) колонны на тарелку питания и стекает в нижнюю ее часть. Тарелки, а их в колонне порядка сорока, предназначены для разделения нефти на ее составные части - фракции. Навстречу потоку жидкости, снизу поднимаются пары уже кипящей нефти. Именно они разогревают стекающее вниз сырье. Таким образом, на тарелках ректификационных колонн выделяются отдельные компоненты из общей массы: происходит тепло- и массообмен. Сверху при самой низкой в колонне температуре (порядка 130 градусов) собираются пары бензина и газы, далее, на десятой тарелке сам бензин, прямогонный - такой для заправки автомобилей не используют уже более 80 лет. Ниже, между двадцатой и двадцать второй тарелками, выкипает при температуре в 180 градусов керосин. Еще десятью тарелками ниже и ста градусами выше - дизельное топливо. В самом низу остаются продукты с самой высокой температурой кипения - мазут, вакуумный дистиллят и гудрон.






И если это было просто, то дальше все куда сложнее. Помимо К-2 на установке Гнедина есть также К-1, К-8А, К-3, К-10. У каждой колонны есть свое предназначение. Одна - стабилизирует прямогонный бензин, отделяет его от газов. Из нее он переходит в другую колонну, где разделяется на фракции - также под действием температур и давления. В вакуумной колонне отойдут погоны масел, чтобы поступить на масляное производство. Раньше оно было частью ОНПЗ, но масштаб бизнеса потребовал создания отдельного предприятия, и вот уже несколько лет выпуском масел и смазок занимается отдельное предприятие - Омский завод смазочных материалов.

Характеристику «самый», столь привычную для ОНПЗ, с прошлого года с полным на то основанием можно использовать и в рассказе об омском масляном производстве. Здесь заработал самый мощный в России комплекс по производству, смешению, затариванию и фасовке моторных масел, где погоны (то есть составные части) масел очищают, смешивают, добавляют к ним присадки - и заливают в канистры (их выдувают здесь же - на специальном производстве), бочки или цистерны. Из Омска самые разные масла - индустриальные, моторные и трансмиссионные для коммерческого транспорта, легковых автомобилей, судов и тепловозов - отправляются в российские регионы, страны СНГ и Центральной Азии, в дальнее зарубежье.


История освоения

Считается, что первый в мире нефтеперерабатывающий завод был построен в 1745 году на реке Ухте. Его чертежи, правда, не дошли до наших дней. Известно лишь, что там нефть перегоняли для улучшения ароматических свойств - для дальнейшего использования в медицине - и незначительного по объему получения керосина.

Больше информации - о заводе братьев Дубининых, который был построен в Моздоке в 1823 году. Дубинины, трое крепостных из Владимирской губернии, были первыми, кто поставил нефтепереработку на промышленные рельсы. Их предприятие представляло собой нефтеперегонный куб емкостью 500 л. Нижняя часть была вмазана в печь, зарытую в землю. Из медной крышки куба выходила труба, проходившая сквозь бочку с водой и погруженная в отдельный резервуар. Печь поджигали, нефть разогревалась и начинала испаряться. Эти пары, охлаждаясь в той части трубы, которая была проведена через бочку, конденсировались и в виде жидкости скапливались во втором резервуаре. Как только жидкость начинала темнеть, печь гасили. Таким образом, из 40 ведер нефти Дубинины получали 16 ведер фотогена - вещества, схожего по своим качествам с керосином,- тупиковой ветви в эволюции нефтепереработки. Остальное, а остальным был мазут, выбрасывали.






По мере того как открывались все новые свойства нефти, совершенствовались и процессы ее переработки. Центром ее, как и центром добычи, в Российской Империи с середины XIX века стали бакинские месторождения. Именно там была пущена первая в мире буровая, там был построен Владимиром Шуховым первый нефтепровод. Благодаря Баку Российская Империя в конце века вышла на первое место по добыче нефти в мире. Однако долгое время, до ввода в 1880-е годы в производство ректификационных колонн, основными продуктами были сырая нефть (львиная доля шла на экспорт) и керосин. До того как мазуту было найдено применение - им начали топить котлы теплоходов,- до 80% продуктов перегонки сгорало в выгребных ямах. Бензиновый карбюратор Даймлера и Майбаха положил этому конец. Правда, поначалу использовался прямогонный продукт, тот бензин, который сегодня выходит со второго верхнего уровня установки АВТ Олега Гнедина. Его характеризуют низкое октановое число и высокое содержание серы. Такое топливо быстро изнашивало двигатель и было малопроизводительным.


Преемник

Омский завод - потомок и первого завода на Ухте, и перегонного куба братьев Дубининых. Но прямая связь у него - именно с бакинскими заводами. И связь эта прослеживается не только в процессах и сооружениях, которые, трансформировавшись и пройдя усовершенствования, напоминают о том, как все начиналось.

Именно в Баку в 1908 году родился Александр Малунцев, первый директор Омского НПЗ. В заводском музее стоит массивный директорский стол, за которым он когда-то проводил дни и ночи. «Они еще при Малунцеве работали»,- говорят здесь о ветеранах предприятия. Значит, видели его, разговаривали с ним, получали от него нагоняй или, наоборот, похвалу. Значит, видели, как тот, бывало, и ночью ездил по строящемуся или уже запущенному заводу, проверял, все ли работает. Сам залезал в колонны и реакторы на ремонтах.












Инна Иосифовна Медведовская, подвижная дама за восемьдесят, как раз из первого, малунцевского поколения омских нефтепереработчиков. Заводу она отдала 20 лет жизни, работая в центральной научно-исследовательской лаборатории комбината. «Мы с мужем приехали в 1956 году, когда завод только пускали,- вспоминает Инна Иосифовна.- После окончания Львовского политеха у нас был выбор - Одесса, Херсон или Омск. И мы решили ехать в Омск, осваивать Сибирь. Родители говорили, что мы отправляемся в добровольную ссылку. Но вы ведь понимаете, какое дело - мы ведь ехали строить лучшую жизнь!»

Лучшая жизнь при Малунцеве воплощалась не только в строительстве и пуске завода. При нем был построен целый район - со своим стадионом, больницами, школами, детскими садами. Городок нефтяников, в одном из домов которого нас принимала Медведовская.

«На заводе сложился совершенно особенный микроклимат. И мне кажется, что это заслуга Малунцева,- продолжает Медведовская.- Нефть тогда, кстати, была сложная. Представьте, полагается 0,05% воды в нефти, не более - чтобы переработка прошла нормально. А к нам приходила нефть, в которой содержалось 7% воды! Конечно, бывало непросто…»



Малунцев умер в Омске в марте 1962 года, не дожив пяти лет до того, как к заводу был подведен первый трубопровод. А в 1964 году уже другой уроженец Азербайджана, Фарман Салманов, открыл тюменскую нефть, и именно на ней с тех пор работает омский завод.

Еще один бакинец Олег Белявский спустя ровно 40 лет после приезда в Омск Малунцева впервые ступил за проходную НПЗ. Первый рабочий день тогда, в 1993 году, пришелся на 9 мая. Никто и не думал брать выходной. Точно не пусконаладчики, одним из которых был Белявский, строившие на ОНПЗ новую КТ-1/1 в самом сердце завода, колоссальный комплекс глубокой переработки мазута, аналогов которому в России нет до сих пор. «Помню, как в первый день приехал на КТ,- вспоминает теперь Белявский.- Все шумело, работала сварка, краны поднимали реактор. Я посмотрел на это и подумал - работа предстоит нешуточная».

В условиях, когда распалась страна, рухнули связи предприятий и самые элементарные материалы вроде арматуры приходилось выторговывать на условиях бартера, КТ-1/1 была пущена в срок в 1994 году. Позже Олег Белявский, оставшись на заводе после завершения строительства, стал ее начальником. А еще через 11 лет после этого он, пройдя все управленческие ступени, был назначен генеральным директором ОНПЗ. Но к КТ у Белявского остались особые чувства.



«Каждый ремонт, когда установки останавливали, я сам залезал внутрь. Нет такой колонны, в которой я бы не побывал,- вспоминает Белявский, наблюдая за рабочими. Он хоть и директор, но на объект выехал, облачившись по всем правилам - форменные синие куртка и брюки, тяжелые ботинки с металлическими мысами. И, конечно, белая каска.- Вначале, в первый раз было страшно. Потому что ты залезаешь в реактор, там - темнота, под тобой 60 метров пустоты. Но потом привык. Как еще? Это моя специальность. Моя жизнь».


Основа основ

Краеугольный камень всей современной нефтепереработки - процесс каталитического крекинга. Именно на основе полученного при его помощи компонента бензина создается то, что потом мы заливаем в бак. Крекинг, что означает деление, разрыв, был изобретен все тем же Владимиром Шуховым еще в 1891 году. Но то был термический крекинг. С предшественников современных АВТ в реакторы поступал мазут, и путем еще большего нагрева из него снова выпаривались светлые продукты - бензин, керосин, дизель. Когда этот процесс был освоен и внедрен на НПЗ по всему миру, глубина переработки составила порядка 50%. Остальное по-прежнему сжигалось.

91,7 %

показатель глубины переработки нефти на ОНПЗ (при среднем значении для российских НПЗ 75%)

Сегодня на Омском НПЗ показатель глубины переработки нефти - 91,7% (средний показатель - 75%). При этом лишь 0,4% приходится на безвозвратные потери. Все остальное идет в дело. Битум, кокс, асфальт, мазут, гудрон, дизели, масла, бензины, керосин и еще более 40 наименований, которые производит завод. В 2015 году на Омский НПЗ пришло 21 млн тонн сырой нефти. Чуть менее 21 млн тонн готовых продуктов переработки вышло с него цистернами и танкерами потребителю. И самый сложный продукт - именно бензин.














Олег Дмитриченко - начальник производства глубокой переработки нефти и алкилирования бензинов завода. То есть он в ответе за процессы, через которые нефтепродукты проходят после выхода с АВТ. Во время обхода КТ-1/1 вместе с Дмитриченко я все чаще использую слово «превращение» применительно к нефти. Ему это слово совсем не нравится. Кажется, я знаю, почему. Просто оно не подразумевает работы. Будто все берется само по себе.

Но зачем тогда почти 3 тыс. сотрудников, зачем 50 установок и эта огромная территория? Зачем 1,2 млн анализов, которые ежегодно проводит с нефтью и ее продуктами местная лаборатория? Зачем, в конце концов, машинист в тепловозе, который тянет километровый состав из Омска в, скажем, Новосибирск? Именно переработка, потому что это тяжелый труд. Людей и установок. Тот же каталитический крекинг, который в свое время позволил сделать рывок в глубине переработки,- это работа. Работа печей, катализаторов, которые чистят сырье, чтобы из того, что раньше сжигалось, получалось до 55% компонента бензина. Лишь одного компонента из десяти, а то и пятнадцати, из которых потом будет смешан «Евро-5». В одних колоннах, как на АВТ, нефть делится, в других прямогонный бензин перерабатывается еще раз, а потом еще. Разрываются одни молекулярные связи и перестраиваются другие. И все в итоге для того, чтобы двигатели работали лучше и дольше, а окружающая среда страдала меньше.



Текст Максим Мартемьянов
Фото Дмитрий Коротаев
РИА Новости
ИТАР-ТАСС
Фонд «Шуховская башня»
АО «Газпромнефть-ОНПЗ»
ПАО «Газпром нефть»
Видео Валерий Куракин
Дизайн, программирование и верстка Антон Жуков
Владислав Созонов
Бильдредактор Дмитрий Кучев
Менеджер проекта Ксения Леонова

Новости и события

Д.П. Мазурова с попытками заставить его отказаться от борьбы за сохранение собственного бизнеса - крупнейшего в Российской Федерации частного нефтеперерабатывающего завода.

Всего за 14 лет (с момента начала...

против Министерства энергетики Литвы. Крупнейший потребитель продукции регазификационной установки Independence выступает против схем содержания СПГ-терминала, давая понять, что «энергетическая независимость» Литвы имеет коррупционную...

Высока вероятность, что нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) польского капитала Orlen Lietuva ввез груз загрязненной хлором российской нефти - его в конце июня выгрузила прямо в железнодорожные цистерны компания Klaipedos nafta, а не принадлежащий...

в два часа ночи по московскому времени. Завод возвращается к докризисным объемам», — рассказал агентству пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин. Как ранее писало агентство, с 30 апреля АНПЗ работал...

Московский нефтеперерабатывающий завод Газпром нефти завершил строительство новой станции налива светлых нефтепродуктов в автотранспорт.
Об этом сообщила пресс-служба Газпром нефти 17 июля 2019...

НПЗ работали со сниженной загрузкой. Лишь недавно оба завода были обеспечены качественным сырьем в полном объеме.

Еще одним ограничительным фактором выступает и отсутствие возможности для импорта нефтепродуктов из России. Он не предусмотрен балансом...

Информация




В «Новом Потоке» связывают задержание топ-менеджера с попыткой захвата Антипинского НПЗ
Клиенты СПГ-терминала вскрыли коррупционные схемы «энергонезависимости» Литвы
Поставляющий топливо в Латвию НПЗ возможно закупил загрязненную российскую нефть

Каталог организаций и предприятий

Установленная мощность завода – 19, 5 млн тонн в год. В 2006 году предприятием было переработано 16, 3 млн. тонн нефти В структуре Газпрома Одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий в России...

Наша компания предлагает Вам купить октаноповышающие присадки и добавки к бензину таких марок как Rich Oil, Мира Люкс, серии К и Вод20, и другие. Это нефтепродукты высокого качества, произведенные нефтеперерабатывающими заводами в г. Уфе и др.

AMACOR - крупнейшее в мире предприятие по переработке магния. Годовой объем производства завода составляет около 30 тыс. т.

ООО «Ижевский нефтеперерабатывающий завод » единственное предприятие в Удмуртской Республике, которое осуществляет переработку нефти.

Предложения на покупку и продажу продукции

ООО «ТТК «РусОйл» является поставщиков нефтепродуктов в Оренбургской области. Мы предлагаем нашим клиентам исключительно цены завода производителя.Имеется возможность поставки нефтепродуктов собс...

Станции очистки масла 6СОМ-2, 6СОМ-3, 6СОМ-4, 6СОМ-5, 6СОМ-10 предназначены для очистки трансформаторных, турбинных и других масел. Данная станция состоит из блока дегазации, блока подогрева, и...

Стоимость проката: 1 день- 50 руб 7 дней - 200 руб 30 дней - 352 руб Депозит 500 руб (Оплата по факту возврата из депозита) ***********************************************************************...

Здравствуйте! Меня зовут Михаил Андреев, я представляю компании "Райс Битум" (в составе холдинга «RISE GROUP»). Кто мы? С 2015 года поставляем Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) по всей России и н...

Продаётся действующий завод по переработке нефти и газоконденсата, с емкостным парком, строениями и прочим. Производительность 50-70 тонн в сутки. Все в идеальном состоянии, производство налажено. НП...

ГОСТы, ТУ, стандарты

нефтеперерабатывающей

Документ внесен организацией СНГ - Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.

Документ внесен организацией СНГ - Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.

Документ внесен организацией СНГ - Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.

Документ внесен организацией СНГ - Министерство химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.

Документ внесен организацией СНГ - Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Управление Ростехрегулирования - 320 - Управление стандартизации и сертификации сырья и материалов.

Читайте также: