Перемещение через границу. Перемещение транспортных средств через таможенную границу рф

В соответствии со статьей 351 ТК ТС транспортным средством для личного пользования называется - авто, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

Порядок перемещения транспортных средств для личного пользования физическими лицами, определен соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г (ред. от 19.10.2011) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершении таможенных операций, связанных с их выпуском» .

Транспортные средства подлежат обязательному декларированию. При пересечении таможенной границы и остановки в пункте пропуска для проверки, таможенный инспектор предлагает владельцу транспортного средства заполнить декларацию на транспортное средство, предупреждая об ответственности за недостоверность заявленных сведений. Декларация на транспортное средство в обязательном порядке должна иметь регистрационный номер, который заносится в журнал.

Самостоятельно заполняются пункты декларации, содержащие сведения о владельце транспортного средства (адрес, реквизиты паспорта), данные о самом транспортном средстве, выбранной таможенной процедуре, наличие предпосылок для льготного оформления. Особое внимание уделяется наличию:

Штампа постоянной прописки в зоне деятельности таможни, проставленного в паспорте владельца (для военнослужащих - справки из воинской части о прописке);

Письменного разрешения таможенного органа, расположенного по месту прописки, - для лиц, проживающих вне зоны деятельности таможни;

Документов, подтверждающих статус индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Документов, подтверждающих факт выезда или вывоза валюты за границу физическим лицом;

Виз, справок, билетов, страховки и т.д. подтверждающих пребывание физического лица за границей;

Отметок таможенных органов на границе Российской Федерации, Республики Беларусь, Республике Казахстан, а также отметок таможенных органов страны приобретения транспортного средствам;

Документа, устанавливающего право собственности на транспортное средство.

После проверки таможенной декларации, таможенный инспектор производит осмотр транспортного средства на соответствие сведениям, заявленным в декларации. Осмотр производится на специально оборудованной площадке в присутствии владельца .

В компьютер вводятся данные на ввезенное транспортное средство и владельца. Одновременно с вводом данных в компьютер проводится проверка:

Не оформлялись ли ранее на лицо, заявляющее о ввозе транспортного средства в Российской Федерации в льготном порядке, транспортные средства;

Какое количество транспортных средств ввозилось физическим лицом в течение календарного года;

Не находится ли данное транспортное средство в розыске ГАИ, Интерпола.

Заполняется удостоверение ввоза транспортного средства. В графе «Отметки таможенного органа» в соответствии с процедурой, по которой оформлено транспортное средство, делаются соответствующие записи.

Удостоверение выписывается в двух экземплярах, один из которых выдается владельцу транспортного средства, а второй хранится в таможенном органе в соответствии с правилами хранения документов строгой отчетности. Далее производится заполнение паспорта транспортного средства (далее ПТС). Выдача таможенными органами Российской Федерации ПТС является дополнительной функцией, возложенной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 №477 (ред. от 22.06.2009) «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

Для выдачи ПТС на автомобили без таможенного оформления, собственник или владелец транспортного средства должен подать заявление по установленной форме. Заявление подается в таможню, в зоне деятельности которой находится или зарегистрирован собственник автомобиля. В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения автомобиля, которые являются основанием для выдачи ПТС.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения. Оформление паспорта транспортного средства производится при условии представления данного транспортного средства в таможенные органы .

Таможенные органы в соответствии с таможенным законодательством производят таможенный досмотр транспортного средства. Под таможенным досмотром подразумевается проверка наличия или отсутствия в транспортных средствах, ручной клади и багаже, а также в одежде и на теле физического лица предметов, не заявленных или скрываемых от таможенного контроля. Применяемые при всех видах досмотра технические средства должны быть безопасными для жизни и здоровья и не причинять ущерба транспортным средствам. При организации и проведении досмотра должностные лица таможенных органов должны строго следить за соблюдением конституционных прав личности.

Таможенный досмотр транспортных средств может производиться:

С частичным демонтажем и разборкой конструктивных элементов;

С полным демонтажем и разборкой;

Без их, демонтажа и разборки.

В отношении транспортных средств применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Транспортные средства, ввезенные из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан до 1 января 2010 года, в Российской Федерации признаются товарами Таможенного союза. При ввозе в Российскую Федерацию таких автомобилей доплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

Также не требуется доплата в отношении автомобилей, 8ввезенных в Республику Беларусь или Республику Казахстан после 1 января 2010 года, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

Основой для начисления таможенных пошлин, налогов служит таможенная стоимость или объем двигателя транспортного средства .

Таможенная стоимость автомобиля, с момента выпуска которого прошло менее 3 лет, рассчитывается как цена, по которой этот или подобный автомобиль продается, или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Эта цена определяется на основании данных, полученных от производителя автомобилей, а при отсутствии таких данных - на основании данных, указываемых в каталогах, информации иностранных организаций, осуществляющих продажу автомобилей с учетом их комплектации и года выпуска. Если стоимость автомобиля, определенная таким способом, будет меньше таможенной стоимости, заявленной физическим лицом таможенному органу Российской Федерации, то для целей определения единых ставок таможенных пошлин, налогов будет использована таможенная стоимость, заявленная физическим лицом.

Перемещение транспортного средства для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов любым способом допускается, если:

Транспортное средство зарегистрировано на территории государства-члена таможенного союза;

Транспортное средство зарегистрировано на территории иностранного государства, временно ввозимое на территорию таможенного союза иностранным физическим лицом,- на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год;

Транспортное средство зарегистрировано на территории иностранного государства, временно ввозимое физическим лицом государства-члена таможенного союза, на срок, не превышающий шести месяцев;

Автомобиль и прицеп, находящийся в собственности физического лица, признанным в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, прибывающих на постоянное место жительства, при условии, что ввоз из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства, а также автомобиль и прицеп указанных лиц, находится в собственности не менее 6 месяцев до даты их прибытия .

Временно ввезенные транспортные средства могут быть обратно вывезены с таможенной территории таможенного союза через любой таможенный орган без взимания таможенных пошлин, налогов, без применения запретов и ограничений экономического характера.

Уплате таможенных пошлин, налогов подлежат:

Транспортные средства, относящиеся к товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС (не предназначенные для движения по дорогам общественного пользования), 8702 ТН ВЭД ТС (для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн), 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС (водные и воздушные суда, не зарегистрированные на таможенной территории таможенного союза);

Транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, временно ввезенные физическими лицами, срок нахождения которых превысил один год со дня их вывоза;

Автомобили, ввозимые собственниками либо иными физическими лицами по поручению собственника, приобретенные за пределами таможенной территории таможенного союза .

Если временно ввезенные транспортные средства серьезно повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, то их обратный вывоз может не осуществляться.

Подводя итоги, можно отметить, что транспортные средства для личного пользования, перемещаются через таможенную границу Таможенного союза под характерным порядком.

транспортный контроль таможенный граница

В России уже давно никого не удивишь заграничными шоп-турами, которые стали особенно популярны после введения санкций и ограничения импортного ввоза. Но, возвращаясь на родину с покупками, многие россияне забывают о существовании таможенных правил. Они, во-первых, определяют предельные величины допустимых к провозу товаров и продуктов, а, во-вторых, определяют товары и продукты, запрещенные для въезда. Чтобы рядовые путешественники не были застигнуты врасплох, предлагаем разобраться, как и что можно провозить через границу России, а что запрещено.

Требования таможни

Таможней принято считать государственный орган, который обеспечивает соблюдение установленного законодательством порядка перемещения транспортных средств, товаров и иных вещей через государственную границу. Помимо соблюдения порядка перемещения, таможня контролирует прохождение иных таможенных процедур, уплату ввозных пошлин, оформление ввозимых вещей.

На территории России данные функции исполняет Федеральная таможенная служба (ФТС). Как следует из информации на официальном сайте, в ее подчинении находится 65 таможен и свыше 400 таможенных постов.

Согласно постановлению Правительства РФ № 809 от 16.09.2013, на ФТС, в частности, возложены функции по:

  • регистрации и ведению реестров лиц, функционирующих в области таможенного дела;
  • определению правил и проведению таможенного оформления и контроля;
  • классификации ввозимых товаров, определению их происхождения и таможенной стоимости;
  • противодействию преступлениям и правонарушениям на таможне;
  • взиманию таможенных пошлин и сборов и так далее.

Контролируя ввоз и вывоз имущества через границу, служащие ФТС имеют право проводить досмотр вещей и проверять необходимые документы.

Документы при пересечении таможни

Для прохождения государственной границы гражданам необходимо предъявить служащим таможенной службы документы. Конкретный пакет, безусловно, будет зависеть от личности путешественника, ввозимых им товаров, (суммы ввозимых средств, конкретные наименования и так далее) их стоимости и классификации.

Согласно памяткам, утвержденным письмом ФТС № 04-30/34327 от 19.07.2011, к числу необходимых документов стоит относить:

  • документы, удостоверяющие личность: , паспорт, (при пересечении границы на автомобиле), свидетельство о рождении (для детей) и так далее;
  • документы, подтверждающие законное представительство интересов несовершеннолетних: акт об усыновлении, свидетельство о рождении;
  • документы, подтверждающие цену ввозимых вещей и право собственности на них;
  • транспортные накладные и иные перевозочные документы;
  • документальное подтверждение наличия таможенных льгот на ввозимый багаж;
  • документы, подтверждающие факт личного пользования ввозимым транспортным средством и так далее.

Обратим внимание, что данный список не является исчерпывающим: в зависимости от особенностей конкретной ситуации служащие таможенных органов могут потребовать и иные документы, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза, действующим на начало 2019 года.

Товары беспошлинного перемещения

Россия, в силу Соглашения, подписанного между ней, Беларусью и Казахстаном от 18.06.2010, является членом Таможенного союза (ТС), поэтому и перемещение товаров через ее границы регулируется законодательством ТС. Обратим внимание, что указанное Соглашение утратит силу после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕЭС, однако на начало 2019 года продолжает действовать.

Им, в частности, определяются основные критерии, по которым разрешается ввоз и вывоз предметов, определяются перечни запрещенных или ограниченных предметов, устанавливаются нормы провоза алкоголя через границу, допустимые объемы наличных средств, случаи, когда необходимо уплачивать обязательные пошлины и сборы. Разберемся, что конкретно можно ввозить.

Ввоз

Так, согласно ч. 1 ст. 12 Соглашения, главным условием беспошлинного (без необходимости уплачивать пошлины и сборы) ввоза является ввоз вещей для личного пользования и вхождение их в перечень, утвержденный Приложениями №№ 3 и 4 к Соглашению.

Стоит отметить, что предельное количество и цена ввозимых товаров могут отличаться в зависимости от способа их перемещения (сопровождаемый багаж, международная пересылка почтой, доставление транспортной компанией и так далее).

Так, в число товаров, которые можно провозить через границу без уплаты пошлин, входят:

Виды вещей Пределы беспошлинного ввоза
Любые изделия для личного использования (кроме спирта и товаров, которые, согласно пп. 4 п. 1 ст. Соглашения, отнесены к неделимым) Если они не дороже 1,5 тыс. € (или 10 тыс. евро в случае перевоза на самолете) и весят не более 50 кг
При превышении указанных пределов, согласно разделу I Приложения № 5 к Соглашению, владельцы уплачивают пошлину в размере 30% стоимости, но не менее чем 4 €/килограмм веса.
Любые виды водки, пива и иных видов алкоголя, включая вышеуказанное ограничение Не больше 3л на одного въезжающего гражданина, если он достиг совершеннолетия
При превышении пределов ввоза алкоголя, согласно п. 4 раздела I Приложения № 5 к Соглашению, ввозящий гражданин уплачивает пошлину 10€/лишний литр. При этом максимальная норма ввоза составляет всего 5 л.
Любые табачные изделия с учетом вышеуказанных пределов Если это не больше 200 сигарет, 250 г. табака, 50 сигар или иных товаров данной категории, не превышающие 250 г. общим весом в расчете на совершеннолетнего гражданина
Любые товары личного пользования, уже бывшие в использовании, если их ввозят беженцы или переселенцы
Любые вещи, если они получены в качестве наследуемого имущества, при условии подтверждения факта наследования Без дополнительных ограничений
Любые вещи, которые ввозят граждане, более 12 месяцев проживающие за пределами РФ Если их стоимость не более 5 тыс. €
При превышении указанных пределов уплачивается пошлина в размере 30% от цены, но не менее 4€/кг веса.
Урны с прахом, гробы с телами Без дополнительных ограничений
Обратно ввозимые вещи, при условии, что они изначально были вывезены из России Без дополнительных ограничений
Любые вещи, ввозимые иностранцами для их временного пребывания (ювелирные изделия, техника, предметы личной гигиены и так далее) В пределах , установленных Приложением № 4 к Соглашению
Валюты и дорожные чеки В эквиваленте на сумму не более 10 тыс. $, согласно ст. 4 Договора, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 51 от 05.07.2010г.

Обратим внимание, что, согласно Приложению № 1 к Соглашению, товарами личного пользования не являются:

  • алмазы;
  • отопительные котлы для центрального отопления;
  • солярии;
  • двигатели внутреннего сгорания;
  • тракторы и прицепы для автомобилей;
  • медицинская мебель, парикмахерские кресла;
  • аппаратура для фотолабораторий.

Вывоз

Что касается вывоза, то тут действуют несколько иные правила. Так, следуя разделу 4 Приложения № 3 к Соглашению, какие-либо ограничения для вывоза установлены лишь в случае вывоза драгметаллов и камней на сумму более 25 000 $. Ограничение снимается для драгметаллов и камней, ранее ввезенных на территорию стран ТС, независимо от того, кем они были ввезены.

Вывоз наличных денег за границу осуществляется по тем же правилам, что и ввоз. То есть, ст. 4 договора, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 51 от 05.07.2010, беспошлинный вывоз возможен лишь в случае, если гражданин вывозит менее 10 000 $ в эквиваленте.

Пройдите социологический опрос!

Что подлежит декларированию

В случае соблюдения всех вышеуказанных предельных сумм, эквивалентов и объемов, закон не требует прохождения таможенного декларирования. Если же предельные показатели превышены, граждане и иностранцы при ввозе товаров, даже если перевозят для личного использования, обязаны вносить их в таможенную декларацию.

Кроме таких товаров, согласно ст. 8 Соглашения, внесению в декларацию подлежат:

  • вещи личного использования, транспортируемые перевозчиком по адресу гражданина или транспортируемые в несопровождаемом багаже;
  • вещи личного использования, к которым могут применяться запреты и ограничения;
  • транспортные средства, кроме зарегистрированных в ТС;
  • культурные и исторические ценности, признанные таковыми на государственном уровне;
  • вещи сопровождаемого багажа, если его владелец перевозит несопровождаемый багаж, и так далее.

Процедура декларирования

Порядок декларирования ввозимых вещей определен ст. 8 Соглашения и главой 27 Таможенного кодекса ТС.

Таможенное декларирование включает в себя:


Согласно ст. 196 ТК ТС, не позже чем через один рабочий день после регистрации декларации, задекларированные вещи должны быть выпущены с таможни.

В случае нарушения установленного порядка прохождения процедуры декларирования, в выпуске имущества декларанту может быть отказано.

Запрещенные и ограниченные товары

Стоит отметить, что далеко не все вещи, даже при условии соблюдения вышеуказанных пределов, могут свободно перемещаться через государственную границу. В частности, Приложением № 2 к Соглашению определяется перечень веществ, вещей в определенном количестве и иных объектов, ввоз которых запрещен или ограничен.

Что ограничено

Товары, ввоз которых ограничен в соответствии со ст. 4 Соглашения, могут перемещаться через границу с РФ при условии наличия соответствующего разрешения. То есть, например, определенные виды оружия могут быть ввезены лишь при наличии разрешения из правоохранительных органов. К числу товаров, подпадающих под ограничения, относят:

Наименование вещи, ограниченной в перемещении
Шифровальные машины В любой форме
Наркотические, психотропные вещества являющиеся лекарством, при условии наличия у декларанта документов, подтверждающих лечение
Служебное и гражданское оружие В любой форме при личном перемещении
Радиоаппаратура, ограниченная для ввоза на территорию ТС При ввозе в любой форме
Коллекционные предметы, ограниченные в перемещении по ТС При вывозе в любой форме
Исчезающие виды флоры и фауны При вывозе в любой форме
Архивные документы При вывозе в любой форме
При вывозе в любой форме, кроме почты

Что запрещено

Теперь предлагаем разобраться, что запрещено перемещать через границу РФ, независимо от количества и стоимости. В число таких вещей, согласно разделу I Приложения № 2, входят:

Наименование вещей, запрещенных для перемещения Форма перемещения через границу
Печатная, аудио и видеоинформация, запрещенная для распространения на территории ТС (например, экстремистского характера) В любой форме
Служебное и гражданское оружие, если его перемещение по ТС запрещено В любой форме
Опасные отходы и ядовитые вещества В любой форме
Наркотики и психотропные вещества, кроме случаев их лекарственного применения В любой форме
Человеческие органы, ткани, кровь и так далее В любой форме
Металлолом, в отношении которого установлены ограничения При вывозе в любой форме
Необработанные драгметаллы и камни При вывозе в любой форме
Дикие живые животные и некоторые дикорастущие растения (за исключением трофеев) более 3 штук При вывозе в любой форме
Орудия добычи водных биоресурсов При ввозе в любой форме
Спирт и алкоголь более 5 л При ввозе в любой форме
Табачные изделия более установленного предела (200 сигарет и так далее) При ввозе в любой форме
Алкоголь, табак, оружие При ввозе почтовой службой
Живые животные (кроме пчел, пиявок, шелковичных червей), растения, семена При ввозе почтовой службой
Культурные и исторические ценности При ввозе почтовой службой
Наркотики, психотропные препараты, лекарства При ввозе почтовой службой

Обратим внимание тех, кого интересует, какие . Учитывая все вышесказанное, без ограничений (кроме как почтовым отправлением) могут ввозиться/вывозиться любые лекарства, не являющиеся наркотическими или психотропными. Однако даже такие препараты могут быть ввезены при наличии подтверждающих болезнь и документов и рецепта.

Возвращаясь к общим запретам: ввоз на территорию РФ запрещенных предметов может угрожать как административной, так и уголовной ответственностью. Так, согласно ст. 16.3 КоАП, за такие действия может быть наложен штраф в размере 1-2,5 тыс. рублей с конфискацией запрещенных предметов. В более тяжких случаях, согласно ст. 226.1 УК, может быть назначено наказание в виде 7 лет тюрьмы и штрафа в качестве дополнительного наказания.

Заключение

Законодательством Таможенного Союза определен конкретный перечень вещей и их объемов для личного использования, которые могут быть ввезены в РФ беспошлинно и не требуют декларирования. В случае превышения установленных пределов законодатель требует внесения объектов в таможенную декларацию и уплаты установленных пошлин. Кроме того, регламентирован перечень вещей, для перемещения которых требуется разрешение или же которые запрещены для ввоза и вывоза. В случае их несанкционированного перемещения может наступить как уголовная, так и административная ответственность.

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2020 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса

Таможенное оформление – обязательное условие ввоза-вывоза товаров различной спецификации. и индивидуальные предприниматели, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, руководствуются , регламентируемыми Таможенным кодексом РФ. В 2016 году они дополнились некоторыми нормами и остались актуальными.

С 2010 года для государств-участников Таможенного союза применяются единые правила и порядок оформления. Процедура отличается возможностью одновременного производства двух процедур – экспорта и транзита

Порядок оформления перемещаемых через границу грузов

Таможенное оформление заключается в совместном действии должностных лиц по обеспечению законности провоза товарных грузов и транспортных средств через границу. Внешнеэкономический грузооборот осуществляется с соблюдением интересов РФ, норм и положений международного права.

Функциями таможенного оформления ввозимых/вывозимых через таможню грузов являются:

  • осмотр перемещаемого товара представителем таможни;
  • заполнение письменной декларации или устное декларирование с указанием кода по ТН ВЭД;
  • выбор процедуры оформления согласно цели импорта-экспорта;
  • расчет взимаемых таможенных платежей;
  • выдача разрешения на дальнейшее перемещение импортируемого или экспортируемого товара.

Действующими правилами перемещения товаров через границу предусмотрены разные процедуры помещения товаров под определенный режим в зависимости от целей импорта-экспорта. Различают:

  • растаможку грузов в рамках свободной экономической зоны;
  • оформление временного ввоза-вывоза;
  • оформление грузов, следующих транзитом;
  • реэкспорт, реимпорт;
  • выпуск для реализации на внутреннем рынке;
  • складирование (временное хранение);
  • выпуск грузов без взимания пошлины;
  • условный выпуск и некоторые другие процедуры.

Процедура оформления требует предоставления грузовладельцем дополнительных деловых бумаг. Их количество и характер зависит от объема и вида продукции, целей провоза через границу.

Какие официальные бумаги необходимы для перемещения грузов через границу

Основная документация, которая требуется для осуществления внешнеторговых операций, отражена в следующем списке:

  1. Регистрационные документы: свидетельство о госрегистрации юридического лица, его Устав, протоколы (решения) о назначении руководства, учредительный договор и др.
  2. Засвидетельствование постановки на учет в налоговом органе и получении ИНН.
  3. Документальное подтверждение наличия банковского расчетного счета.
  4. Контракт на перемещение товаров через таможенную границу.
  5. Копия паспорта руководителя организации.
  6. Коды статистики по ОКПО, ОГРН или ИНН.
  7. Доверенность на уполномоченного представителя организации.
  8. Деловые бумаги на товар: счета, накладные,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Перемещение транспортных средств через таможенную границу РФ

Введение

транспортный граница таможенный правовой

Актуальность темы контрольной работы. Помимо традиционных таможенных процедур, к которым относятся таможенное оформление и таможенные режимы, Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает также специальные таможенные процедуры. К ним относятся: перемещение через таможенную границу таможенного союза транспортных средств, перемещение товаров физическими лицами, перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, перемещение физическими лицами через таможенную границу транспортных средств.

Временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию таможенного союза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий: 1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства; 2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию ТС и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом; 3) если транспортное средство не используется на таможенной территории ТС во внутренних перевозках; 4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию ТС не передается в аренду, за исключением случая, когда договор аренды заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.

С июля 2010 года в полную силу заработали ряд договоренностей Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии:

Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007;

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»;

Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза, утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 №51;

Инструкция о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №311;

Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317;

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»;

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 №132.

Цель контрольной работы - изучение правовых основ перемещения транспортных средств через таможенную границу.

Задачи контрольной работы:

1. Изучить правовую основу перемещения транспортных средств.

2. Исследовать понятие транспортного средства для личного пользования.

3. Рассмотреть статус физических лиц при перемещении транспортных средств через таможенную границу.

1. Правовая основа перемещения транспортных средств

Свобода передвижений выступает неотъемлемым элементом правового статуса личности, получившим закрепление в основополагающих международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 13), Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 года (ст. 12) и Протокол №4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1963 года (ст. 2), а также национальных конституционных актах.

После прекращения существования СССР на мировой геополитической карте отчетливо выступили государственные границы пятнадцати вновь образованных независимых государств, граждане которых получили право беспрепятственно в сопровождении своих личных вещей и (или) транспортных средств покидать любую страну и въезжать в свою страну обратно, преследуя частные, туристические, деловые, образовательные, культурные и какие угодно иные цели поездок, в порядке, установленном национальными законодательными актами о таможенном деле. «Проницаемость» пространственных пределов государственных территорий и, как следствие, трансграничная мобильность тем более усиливаются для постсоветских стран ввиду «унаследованной» от СССР включенности в международные соглашения о стандартизации правил дорожного движения, об унификации дорожных знаков и сигналов. В частности, государства - члены Конвенции о дорожном движении 1968 года (всего более 80 стран), включая Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Казахстан и другие в прошлом советские республики, признают действительными на своей территории национальные водительские удостоверения, выпущенные всеми сторонами международного договора, при условии их соответствия единым требованиям, а также выданные каждой из стран - участниц договора международные водительские удостоверения (в форму которых были внесены существенные изменения поправками от 28 сентября 2004 года).

Вступление в силу с 6 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) привело к объединению отдельных таможенных территорий Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в единую таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и установлению на этой территории наднационального регулирования таможенных отношений. Основным источником права, устанавливающим порядок перемещения товаров, в том числе транспортных средств, для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, стал ТК ТС (гл. 49). В ст. 352 ТК ТС указывается, что «товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза». Так, вопросы, не нашедшие отражения в ТК ТС, регулируются международными договорами государств - членов Таможенного союза и решениями Евразийской экономической комиссии (до 1 февраля 2012 года - Комиссии Таможенного союза) о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами. Кроме того, в случае «пробельности» таможенного законодательства Таможенного союза соответствующие отношения могут регулироваться внутренними актами законодательства государств - членов Таможенного союза о таможенном деле до установления наднациональных правил. Для Российской Федерации главным внутренним актом законодательства о таможенном деле является Федеральный закон от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (порядку перемещения товаров для личного пользования посвящена в нем ст. 317), для Республики Казахстан - Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года №296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» (гл. 56), для Республики Беларусь - Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 года №204-З (ст. 44) и Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №503 «О льготном перемещении через таможенную границу товаров для личного пользования» (в связи с наблюдаемой инертностью белорусских законодателей в вопросе приведения внутреннего таможенного законодательства в соответствие с законодательством Таможенного союза оба нормативных правовых акта действуют в части, не противоречащей наднациональным документам).

2. Понятие транспортного средства для личного пользования

Согласно подп. 4 ст. 351 ТК ТС для целей регулирования таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза ЕврАзЭС, категорией «транспортное средство для личного пользования» охватываются «авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно».

При этом понятие авто-, мототранспортного средства для личного пользования определено в подп. 1 п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение). В соответствии с указанной нормой права к авто-, мототранспортным средствам для личного пользования относятся:

Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, за исключением указанных в следующем абзаце;

Квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

Мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;

Моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС.

Ключевым признаком при оценке соответствия транспортного средства, перемещаемого через таможенную границу, требованиям, содержащимся в ст. 351 ТК ТС, является его назначение, связанное только с личными целями физического лица, въезжающего на таможенную территорию Таможенного союза или покидающего ее. Так, использование транспортного средства в личных целях должно исключать транспортировку людей за вознаграждение, а также провоз коммерческих грузов независимо от факта возмездности. Например, таможенный орган не согласился отнести самолет, приобретенный физическим лицом за границей с целью организации аэроклуба в России, к транспортным средствам для личного пользования, мотивировав свой отказ тем, что в случае, если воздушные суда ввозятся для использования в деятельности юридического лица (аэроклуба), они не могут рассматриваться как транспортные средства для личного пользования.

Стоит отметить, что при принятии решений таможенные органы руководствуются системой управления рисками с учетом ряда фактологических критериев, включая заявление физического лица о перемещаемых товарах, сделанное им в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характер и количество товаров, перевозимых в транспортном средстве; а также частоту пересечения физическим лицом таможенной границы и (или) перемещения через нее транспортного средства, транспортировки товаров. Помимо этого, в государствах - членах Таможенного союза могут быть приняты внутренние акты, регламентирующие порядок отнесения товаров к товарам для личного пользования. В частности, в Республике Беларусь действуют Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами (утверждены Председателем Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 9 сентября 2010 года). В соответствии с этим документом при принятии решения об отнесении ввозимых на таможенную территорию товаров к товарам для личного пользования должностными лицами таможенных органов должны приниматься во внимание такие факторы, как обычная потребность человека в указанного рода товарах; ассортимент перемещаемых товаров; частота перемещения лицом идентичных товаров; состав семьи; а также иные факторы, установленные в ходе опроса лица.

Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы ТК ТС без учета особенностей, установленных гл. 49 ТК ТС, и положений Соглашения.

Таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования. Транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, подлежат таможенному декларированию в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, образец которой и правила заполнения которой утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №287. Исключениями являются транспортные средства для личного пользования, которые зарегистрированы в России, Беларуси или Казахстане и временно вывозятся лицами, постоянно проживающими в названных государствах, с таможенной территории Таможенного союза или ввозятся на эту территорию обратно. В таких случаях физическое лицо вправе ограничиться устным заявлением о перемещаемых транспортных средствах для личного пользования. Тем не менее при желании ТК ТС не запрещает произвести таможенное декларирование транспортного средства, не подлежащего таможенному декларированию в письменном виде.

В деталях порядок совершения таможенных операций, связанных с декларированием, определен Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем (утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №311) (далее - Инструкция).

Декларирование транспортных средств для личного пользования осуществляется декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 3 ст. 8 Соглашения). Декларантом может быть физическое лицо, постоянно проживающее в государстве - члене Таможенного союза, или иностранное физическое лицо:

Передавшее (передающее) товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, перемещаемые в несопровождаемом багаже, перевозчику для их фактического перемещения через таможенную границу;

В адрес которого в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, поступили товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, либо который отправляет за пределы таможенной территории Таможенного союза такие товары;

Следующее на транспортном средстве для личного пользования, перемещаемом через таможенную границу, принадлежащем ему на праве владения, пользования и (или) распоряжения;

Приобретшее право владения, пользования и (или) распоряжения на транспортное средство для личного пользования, находящееся на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, по решению суда либо праву наследования;

Обладающее правом владения, пользования и (или) распоряжения в отношении транспортного средства для личного пользования, находящегося на таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем;

Обладающее правом перемещать товары для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей (перечень транспортных средств для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу без уплаты таможенных платежей, приведен в разд. V Приложения 3 к Соглашению).

В соответствии со ст. 12 ТК ТС таможенным представителем является юридическое лицо, созданное по законодательству государства - члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 13 ТК ТС, и включенное в реестр таможенных представителей. При этом отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отсюда любые иные лица, не являющиеся декларантом или таможенным представителем, не вправе осуществлять таможенное декларирование товаров, предназначенных для личного пользования. Например, физическое лицо заказывает для себя в иностранном государстве легковой автомобиль, который на его имя приобретает другое физическое лицо, действующее по доверенности, в чьи обязанности также входит доставить автомобиль на таможенную территорию Таможенного союза, самостоятельно совершив таможенное оформление.

Как следует из п. 3 ст. 8 Соглашения, способность лица выступать в роли декларанта определяется через наличие у него соответствующих полномочий в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Если обратиться к гражданскому законодательству, то становится очевидно, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности у представляемого (ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, физическое лицо, которому выдана доверенность, с точки зрения таможенного законодательства не обладает достаточными правами для выступления в качестве декларанта при декларировании автомобиля.

3. Статус физических лиц при перемещении транспортных средств через таможенную границу

ТК ТС установлена ответственность за неуплату таможенных пошлин и налогов для лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Последнее обстоятельство должно быть надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные лица подлежат ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

Особенности применения указанных норм стали предметом обсуждения на самом высоком судебном уровне. В частности, в феврале 2009 г. было принято определение Конституционного Суда РФ по жалобе Р.А. Чижова.

Предметом жалобы стала норма, закрепленная в п. 5 ст. 352 ТК РФ, которая предусматривает возможность обращения взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма не предполагает обращения взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей в случаях, когда известен собственник данного транспортного средства и надлежащим образом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не подтверждено, что это лицо, приобретшее в собственность незаконно ввезенное транспортное средство, в момент его приобретения знало или должно было знать о незаконности ввоза. Иное, по мнению Суда, означало бы возможность возложения на собственника без достаточных для того оснований публично-правовой обязанности уплатить таможенные платежи, не исполненной третьими лицами.

По сути, данное решение Конституционного Суда РФ - попытка объявить таможенную амнистию тем владельцам иномарок, которые не знали или не должны были знать о том, что автомобиль не прошел таможенное оформление. В контексте положений таможенного законодательства таких лиц принято называть добросовестными приобретателями.

Основная цель таможенного оформления - выпустить автомобиль в свободное обращение.

Система совместного контроля за соблюдением правил таможенного оформления и постановки на учет автомобилей иностранного производства сформировалась относительно недавно.

Отсутствие на тот момент у ГАИ и таможенных органов единой базы данных о транспортных средствах, прошедших таможенное оформление, истечение сроков давности хранения правоустанавливающих документов становятся причинами возникновения серьезных проблем. Установить лицо, ответственное за прохождение автомобилем таможни, не удается - и на очередного владельца автомобиля возлагается публично-правовая обязанность уплатить таможенные платежи.

В случае с автомобилем Р.А. Чижова не смогли установить первого владельца иномарки, поскольку документы, послужившие основанием для постановки и снятия автомобиля с регистрационного учета, были уничтожены органами ГАИ в связи с истечением срока их хранения, а собственники автомобиля неоднократно менялись.

Заметим, что рассматриваемое определение Конституционного Суда РФ не является основанием для изменения таможенного законодательства (в частности, п. 5 ст. 352 ТК РФ). Решение по данному делу нельзя рассматривать как прецедент, который демонстрирует способ разрешения подобных дел.

Если будет установлено, что автомобиль ввезен в Россию после 1 июля 1997 г., а органы ГАИ уничтожили соответствующие документы в связи с истечением срока их хранения, существует возможность узнать, был ли автомобиль выпущен в свободное обращение. Для этого правоохранительным органам следует обратиться в таможню или Главный научно-информационный центр ФТС России. Эта организация обязана хранить информацию о выданных таможенными органами правоустанавливающих документах (в том числе сведения об оформленных на автомобили (транспортные средства) декларациях, подтверждающих факт выпуска) и о выданных ПТС.

Более того, покупая автомобиль, физическое лицо вправе обратиться к таможенным службам за информацией о том, прошел ли автомобиль таможенное оформление. Тем самым субъект проявит должную степень заботливости и осмотрительности при заключении сделки. Если следовать логике таможенных органов, количество добросовестных приобретателей значительно сократится, поскольку возможность позаботиться указанным способом о соблюдении таможенного законодательства существует у каждого.

По действующим правилам необходимая информация должна содержаться и в паспорте транспортного средства. Действие такого паспорта не ограничивается каким-либо сроком. При изменении собственников транспортных средств или шасси в паспортах делаются соответствующие записи.

Таможенные органы по понятным причинам крайне неохотно признают лицо добросовестным. Не всегда соглашаются они и с тем, что положения ТК РФ распространяются только на реальных участников таможенных отношений. Напомним, что добросовестный приобретатель на основании п. 4 ст. 320 ТК РФ не подлежит ответственности за неуплату таможенных пошлин и налогов. Справедливости ради отметим: таможня и не возбуждает дела о нарушениях таможенного законодательства (в порядке КоАП РФ или УПК РФ) в случае обнаружения автомобиля у добросовестных лиц.

Публично-правовая обязанность уплачивать таможенные платежи, возникает у декларанта.

Представляется, что Конституционный Суд РФ не учитывает взаимосвязи таможенного оформления и обложения. Так, исполнение публично-правовой обязанности декларировать имущество и платить таможенные платежи в совокупности влечет за собой обязательство таможенного органа выпустить товар (автомобиль) и выдать ПТС. Это означает, что без уплаты таможенных платежей выпустить автомобиль и выдать ПТС таможня не вправе.

Полагаем, что определение Конституционного Суда РФ не исключает в принципе право таможенных органов принудительно взыскивать таможенные платежи у добросовестных приобретателей.

Заключение

С 1 июля 2010 года - в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года №24 «О создании единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» - существенно изменились правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу. Теперь такой ввоз / вывоз регулируется главой 49 Таможенного кодекса ТС, Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу и еще рядом нормативных документов таможенного союза.

Прежде всего необходимо учитывать, что таможенный орган будет квалифицировать товары, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу, как товары для личного пользования:

Исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;

Характера и количества товаров;

Частоты пересечения физическим лицом и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Согласно изменившемуся законодательству без уплаты таможенных пошлин и налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (кроме транспортных средств):

а) общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро;

б) общий вес которых не превышает 50 кг.

Если эти нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.

Летом 2010 г. Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан было принято Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Данным Соглашением определяется порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и осуществления их выпуска.

По новым правилам размер беспошлинного ввоза и частота пересечения границы никак не связаны, но, как было сказано выше, все же при частых зарубежных поездках таможенные органы могут посчитать ввозимые вещи товаром не для личного пользования, а для коммерческих целей.

От уплаты таможенных платежей освобождаются также товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства - члена ТС в наследство за пределами таможенной территории таможенного союза, признанные наследуемым имуществом.

С писок использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) // Российская газета. 05.04.1995. №67.

2. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) (вместе с Протоколом №4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней) (подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 года) // Собрание законодательства РФ. 2001. №2. Ст. 163.

4. Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года) // На русском языке документ официально опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17) // Собрание законодательства РФ. 2010. №50. Ст. 6615.

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации» // http://www.tsouz.ru/ - официальный сайт Комиссии Таможенного союза.

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» // http://www.tsouz.ru/ - официальный сайт Комиссии Таможенного союза.

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №36. Ст. 4866.

9. Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. №248-О-П «По жалобе гражданина Чижова Руслана Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 статьи 352 Таможенного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. №22. Ст. 2753.

10. Постановление Правительства РФ от 18 мая 1993 г. №477 «О введении паспортов транспортных средств» (с изменениями) // СПС «Гарант».

11. Гармонников С.Н. Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств, перемещаемых через границы Союзного государства Беларуси и России // Журнал российского права. 2010. №4.

12. Ялбулганов А.А., Бельтюкова А.А. Правовое обеспечение перемещения транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. №3. С. 50.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Перемещение транспортных средств личного пользования и международных перевозок через границу Таможенного союза. Порядок контроля транспортных средств при перемещении через таможенную границу Белгородской области. Правонарушения в области таможенного дела.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Основные понятия, применяемые при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами через таможенную границу ТС и РФ. Особенности оформления, порядок и условия уплаты таможенных платежей. Анализ таможенного законодательства в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2012

    Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими и юридическими лицами. Анализ деятельности Оренбургской таможни по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2009

    Правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Административные правонарушения в данной области. Таможенное оформление автомобилей, вывозимых и вывозимых из РФ. Освобождение физических лиц от уплаты пошлин.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2014

    Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через границу РФ. Таможенное декларирование товаров. Изучение особенностей перемещения товаров для личного пользования. Анализ проблем, возникающих при недостоверном декларировании.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2015

    Организационно-правовые основы таможенного декларирования товаров. Совершенствование технической оснащенности пунктов пропуска через границу. Регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения транспортных средств через таможенную границу.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Особенности перемещения товаров и транспортных средств через границу таможенного союза. Судебная практика при перемещении трубопроводным транспортом, по линиям электропередач и в международных почтовых отправлениях. Таможенное декларирование товаров.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2014

    Понятие принципов перемещения таможенную границу РФ. Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров, введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2009

    Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу, правоотношения лиц и органов. Операции и процедуры: декларирование и оформление транспортных средств и товаров, перемещаемых физическими лицами в международно-почтовых отправлениях.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

    Законодательное регулирование деятельности таможенных органов РФ в области международных воздушных перевозок. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств при ввозе, вывозе и перемещении на склад в зоне деятельности Внуковской таможни.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 43, 2003

Статьей 2 НК РФ установлено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации (ТК РФ) от 28.05.2003 N 61-ФЗ в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, применяются положения, установленные ТК РФ, в отношениях, возникающих в связи с взиманием таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные ТК РФ, а в части, не урегулированной им, - НК РФ (соответственно ст.ст.6 и 11).

Глава 23 ТК РФ, который вступает в силу с 1 января 2004 г., определяет порядок перемещения товаров физическими лицами. В ст.281 ТК РФ установлено, что товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд физических лиц перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями данной главы ТК РФ, а в части, не урегулированной этой главой, - в соответствии с общим порядком, установленным ТК РФ. Следует иметь в виду, что в ст.11 ТК РФ, определяющей понятийный аппарат, не содержится определения "физическое лицо", как, например, в ст.11 НК РФ, согласно которой физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Поэтому на основании п.2 ст.11 ТК РФ все иные понятия, т.е. не приведенные в п.1 указанной статьи, употребляются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 ТК РФ товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (определение недвижимых и движимых вещей дано в ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации). В целях гл.23 ТК РФ под транспортными средствами понимаются любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные (лихтеры) и баржи и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Следует обратить внимание на то, что в ст.12 ТК РФ к товарам отнесены валюта и валютные ценности. Этой же статьей установлено, что товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ, а порядок перемещения валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и ТК РФ.

Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств (абз.2 пп.9 п.1 ст.11 ТК РФ).

Таможенный орган на основании заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также частоты перемещения товаров через таможенную границу определяет, предназначается ли товар для личного (или иного) пользования.

В соответствии с п.3 ст.281 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок этих платежей, взимание их в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

Статьей 318 ТК РФ определены таможенные платежи, к которым относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины; налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы (перечень этих сборов в ТК РФ не содержится). Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант (ст.320 ТК РФ).

Согласно п.1 ст.282 ТК РФ полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется в том случае, если стоимость ввозимых товаров, за исключением транспортных средств, не превышает 65 тыс. руб. В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тыс. руб., но не более 650 тыс. руб., в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин и налогов.

Порядок применения единых ставок таможенных пошлин и налогов определяется Правительством Российской Федерации исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин и налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами. Полное освобождение от уплаты таких платежей или единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в количественных пределах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Оно также вправе устанавливать количественные или стоимостные ограничения на ввоз физическими лицами товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов или с применением единых ставок таможенных пошлин и налогов по подакцизным товарам, товарам, в отношении которых установлены количественные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.

Правительство Российской Федерации вправе определять случаи, когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется либо предоставляется в уменьшенных пределах в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, не достигшими определенного возраста, а также физическими лицами, которые часто пересекают таможенную границу (как определяется частота пересечения, не определено).

Правительство Российской Федерации определяет случаи, когда полное освобождение от уплат таможенных пошлин и налогов или единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в размерах, превышающих указанные пределы, в отношении товаров, ввозимых физическими лицами при переселении их на постоянное место жительства, товаров, ввозимых беженцами и вынужденными переселенцами, а также в отношении наследуемого имущества.

В отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии их письменного декларирования, а также регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей.

По товарам, вывозимым физическими лицами, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов (в соответствии со ст.11 ТК РФ внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории Российской Федерации) производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В ст.284 ТК РФ установлено, что российские физические лица вправе временно вывозить с таможенной территории Российской Федерации товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом по заявлению физического лица таможенный орган осуществляет идентификацию временно вывозимых товаров, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Об идентификации товаров указывается в таможенной декларации, один экземпляр которой возвращается физическому лицу, вывозящему товары (однако отсутствие идентификации не препятствует обратному ввозу товаров с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов).

В соответствии со ст.285 ТК РФ таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Этой же статьей предусмотрено, что товары, включая транспортные средства, подлежат помещению на склад временного хранения за счет физических лиц, товары которых подлежат перемещению, по просьбе указанных лиц либо если немедленное таможенное оформление товаров и (или) уплата таможенных пошлин и налогов не представляются возможными по причинам, не зависящим от таможенных органов.

При следовании через Государственную границу Российской Федерации товары, перемещаемые физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, декларируются (согласно ст.11 ТК РФ таможенная декларация - документ установленной формы, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган). Декларированию подлежат товары, включая транспортные средства (ст.286 ТК РФ):

перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо стоимость и (или) количество которых превышают ограничения, устанавливаемые для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов (ст.282 ТК РФ);

вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обязательное декларирование в письменной форме которых при вывозе предусмотрено законодательством Российской Федерации;

транспортные средства.

Кроме того, физическое лицо вправе по своему желанию декларировать товары, перемещаемые им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.

Помимо письменной формы декларирование товаров возможно в устной форме в порядке, предусмотренном п.4 ст.286 ТК РФ.

Если перемещению подлежат товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет, декларирование осуществляется одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения указанных лиц - руководителем группы.

Порядок декларирования товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, определен в п.6 ст.286 ТК РФ.

Порядок уплаты таможенных платежей регулируется в разд.III ТК РФ. Следует иметь в виду, что таможенная стоимость товаров, которая является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин и налогов, заявляется физическим лицом, перемещающим товары, при их декларировании. Для подтверждения заявленной стоимости могут быть предъявлены чеки, счета и иные документы, подтверждающие приобретение декларируемых товаров и их стоимость (при ввозе товаров физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации в таможенную стоимость не включаются расходы на доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации). При отсутствии указанных документов и сведений, подтверждающих правильность заявленной таможенной стоимости, она может быть определена таможенным органом в соответствии со ст.288 ТК РФ.

В соответствии со ст.290 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы обеспечивают доступность информации о правилах перемещения товаров физическими лицами, в том числе путем распространения информационных справок в транспортных и туристических организациях, составленных на русском и иностранных языках, а также путем оборудования информационных стендов в местах таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами.

Читайте также: