Глобальные проблемы современности. Философия и глобальные проблемы, человечества Для чего нужна философия глобальные проблемы

Ключевые слова и термины:

Человечество, глобальные проблемы современности, предпосылки развития

человечества, будущее человечества.

Человек живет, погруженный в череду дней, в страсти и пристрастия, в водоворот будней, решая жизненные задачи, столь нелегкие в наше время. Его окружает быт, призывают учебные, служебные обязанности, собственные взлеты и падения, заботы о достатке, карьера и здоровье. Житейский здравый смысл зовет к тому, чтобы благоустроить собственную жизнь, вырастить детей, позаботиться о стариках. В обыденной жизни человек редко, а то и вовсе никогда не размышляет о том, что такое человечество и какое его ждет будущее.

Как известно, человечество складывается из различных рас, многочисленных народов и народностей, живущих в разных местах планеты, в несхожих, часто в совершенно не сравнимых природных условиях, развивающихся в раз точной социально-культурной среде. Эти разнообразные человеческие сообщества могут быть разделены огромными пространствами, иметь несовместимые взгляды на жизнь, категорически не понимать друг друга, находиться в ненависти и непримиримой вражде но при этом все они, вместе взятые, представляют собой нечто единое. Это нечто зовется человечеством.

Сегодня, на заре ХХI века, уже правомерно говорить о складывании единого человечества. В настоящее время, по сравнению с "доисторическими" временами (тысячелетия до нашей эры), людей стало на несколько порядков больше. Их количество на планете выросло с нескольких десятков миллионов до более шести миллиардов, и это число быстро увеличивается. Люди на Земле живут все плотнее и теснее, их контакты, взаимодействия возрастают, что усиливает единство и целостность человечества. Особо мощное воздействие оказали современные технические средства: железнодорожные пути, авиалинии, телефон, радио, телевидение, компьютерные сети и т.п. Если на заре человеческой истории люди перемещались в пределах десятков или сотен километров, и это требовало довольно длительного времени, то в наше время для множества людей практически доступны, досягаемы в течение считанных часов самые отдаленные точки планеты. Все эти факты говорят о единстве всех людей планеты, о действительном существовании такого субъекта, как человечество.

Все больше и больше в последнее время упоминаются слова и словосочетания: "современная цивилизация", "мировое хозяйство", "транснациональные компании", <Международный валютный фонд", "ноосфера", "Организация Объединенных Наций" и др. Все эти понятия подтверждают то, что человечество едино и всеобще.

Единство человечества, так или иначе, отражается в различных теоретических концепциях, моделях, описывающих его историю, характер развития. Но, это выглядит по - разному, в различных концепциях, порой даже противоречиво.

Немало современных западных философов пытаются доказать, что единства человечества не существует, и что даже нет такого термина. Так, например С. Чейз утверждал, что человечества нет как самостоятельной сущности: "Попробуй позвать: эй, человечество, сюда! И ни один Адам не откликнется на ваш призыв".

И все же нельзя не согласиться с тем, что единства не существует. Приведем пример, люди образуют единый вид, они едины по своему физическому облику, морфологическим признакам, генетическим характеристикам. Те или иные различия типа расовых признаков - это лишь варианты единого основания.

Такую же позицию принимал К. Маркс, но он большое значение в единении людей, придавал трудовой деятельности. У Маркса вся история человечества представлена как закономерная смена общественно-экономических формаций, движение от первобытнообщинной формации через рабовладельческую, феодальную, буржуазную к коммунистической.

О. Шпенглер, в отличие от К. Маркса, рассматривает историю человечества как развитие разнородных, обособленных культур (например, египетской, китайской, индийской). Каждая культура зарождается, достигает в своем развитии расцвета, а затем

переходит в стадию умирания, деградации.

Каждый подход - результат социологического размышления, где теоретики пытались проанализировать феномен "человечество".

Человечество, как мы выяснили едино, но в то же время многообразно и противоречиво. Сегодня оно переживает глубокий кризис. По-видимому, глубочайший из всех, что были в истории. Человечество находится на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С напряжением всматриваются христианские богословы в ХХI в. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалипсические умонастроения выражаются на страницах печати. Трагические предсказания звучат и в многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.

Один за другим становятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не меньше 90% землян будет испепелено, уничтожено и т.д. Наше время - решающее.

Люди рационального мышления, ученые, социологи полагают, что новый век несет в себе противоречивые возможности, как взлета, так и упадка. Они настаивают на том, что человечество вступает в многомерный мир и возникает новая неведомая модель мировой цивилизации. Политики и экономисты разных направлений все чаще приходят к выводу, что наступил кризис современной мировой цивилизации. охвативший природу. мировую экономику, политические отношения, культуру, и особенно человека.

Сегодняшний кризис обусловлен очевидными явлениями планетарного масштаба. Их можно легко сравнить с теми угрозами, что встречались человечеству в прошлом, чтобы увидеть безрадостную нынешнюю ситуацию новых опасностей. Сегодня ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической и человечество не знает четких путей выхода из нее. Здесь мы говорим о глобальных проблемах современности, которые носят общечеловеческий характер и затрагивают интересы человечества, от решения которых зависит его будущее.

Основные проблемы:

загрязнения окружаю щей среды;

демографическая;

образования;

здравоохранения;

продовольственная;

проблема нового международного экономического порядка;

энергетических и сырьевых ресурсов;

проблема войны и мира.

Глобальные проблемы охватывают весь земной шар; причем не только его часть, где проживают люди, но и остальную его поверхность, недра, атмосферу и даже космическое пространство, попадающие в сферу деятельности человека.

Решение глобальных проблем - дело сложное, сегодня нет ответа на этот вопрос. Человечество пытается найти выходы из сложившейся ситуации - это проведение "зеленой политики>, развитие экологической этики, социальной экологии и т.д. Перед человечеством стоит очень трудная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы.

Существует еще одна угроза, о которой меньше говорят, это кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии не могут сегодня доказательно ответить на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Нет сейчас надежных теорий и концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно: охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования. Нет свежего взгляда на мир. Существует лишь перелицовка старых, канонических положений, пришедших из прошлого. Динамика резких глобальных исторических сдвигов приводит к потере ориентации, краху святынь,

духовному опустошению.

Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не заметить. Есть угрозы, но есть и надежды, на основании которых, человечество может выйти глобального кризиса.

Рассмотрим предпосылки дальнейшего развития человечества, которые блокируют угрозы существования людей в целом.

Развертывание информационной (компьютерной) биотехнологической революции. Создание на ее основе некой новой цивилизации и развертывание благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Возможность утверждения как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной, рыночной, социально-защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Такая форма экономических отношений будет способствовать развитию хозяйства, нахождению, баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Этика ненасилия становится одной из центральных моментов этической мысли. Термины "консенсус", "компромисс" все больше используются в политике.

Объединительные процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском вариантах. Это сближение крайне необходимо для доброжелательного поиска взаимоприменяемых ценностей, так как наш мир многообразен и иным, быть не может.

Идущая межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении уникальности каждого этноса и каждой Культуры. Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур; к расширению международных экономических и культурных контактов. В результате чего нарастает стремление землян к подлинному "братству".

Намечающиеся прорывы в духовной области и в сфере интеллектуального поиска. Идет поиск приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического в освоении реальности. Это особенно важно для конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих все человечество.

Вот такие предпосылки возлагает человечество для преодоление сегодняшних затруднений. Сможет ли оно выжить в ХХI веке - зависит от самого человека и от достижений прогресса человечества. Сейчас мир находится на изломе, на перепутье. Он устремлен к новому глобальному порядку и поэтому необходим выбор дальнейшего пути развития.

Какое будущее ждет человечество? Прошлое уже свершилось, его можно переосмыслить. А будущее никем не запрограммировано. Оно открытая страница.

Вопросы для самоконтроля:

1) Что такое человечество? -

2) В чем состоит глобальный кризис наших дней?

З) В чем сущность и содержание глобальных проблем?

4) Попробуйте представить ХХI век. Каким он, по вашему мнению, будет и почему?

Тестовые вопросы по предмету "Основы философии"

1) Философия на русский язык переводится как:

А) любовь ко Вселенной; С) любовь к природе;

В) любовь к человеку; Г) любовь к мудрости.

2) Всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность называется;

А) материей С) развитием

В) движением; В) бытием.

3) Объективная реальность, которая существует независимо от сознания человека, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями называется:

А) отражением; С) движением;

В) бытием; В) материей.

4) Натурфилософия - это:

А) философия культуры; С) философия этики;

В) философия природы; В) философия бытия.

5) Кто разработал и сформулировал три закона диалектики :

А) Маркс; С) Бэкон;

В) Гегель; В) Декарт.

6) Кто первым из философов выделил бытие как категорию:

А) Платон; С) Кант;

В) Парменид; В) Аристотель.

7) Активная деятельность людей, направленная на приобретение знаний называется:

А) мышлением; С) гносеологией;

В) сознанием; В) познанием.

8) Школа Конфуция существовала:

А) в Древней Греции; С) в Древнем Китае.

В) в древней Индии;

9) Природа и человек рассматриваются как творение Бога, эта проблема решается:

А) в Космоцентризме;

В) в теоцентризме;

С) в антропоцентризме.

1О) Психика человека, достигшая стадии развития, при которой он отдает себе отчет о происходящих с ним и вокруг него процессах называется:

А) познанием; С) вниманием;

В) сознанием; В) мышлением.

11) Какой этап истории философии по времени был самым продолжительным:

А) Нового времени; С) Современный;

В) Средневековья; В) Античности.

12) Исторически первый тип мировоззрения:

А) религиозный;

В) философский;

С) мифологический.

1З) Интерес философов к рациональной науке, к познанию появляется в эпоху:

А) Возрождения; С) В современный период;

В) Нового времени; 13) Античности.

14) Кто впервые объединил материализм и диалектику:

А) Бэкон; С) Кант;

В) Маркс; Е) Вольтер;

Д) Платон Ф) Гегель.

А) ислам; С) христианство.

В) буддизм;

16) К чему проявлялся интерес мыслителей в эпоху Возрождения:

А) к человеку: С) к религии;

В) к мифам; Д) к искусству.

17) Какие из приведенных ниже афористических высказываний выражают агностицизм:

А) Чем больше познаем, тем меньше знаем;

В) Нельзя объять необъятное;

С) Чужая душа - потемки.

18) Каких философов называют идеалистами:

А) которые признают лишь существование идеальных образований;

В) которые руководствуются в жизни высшими идеалами;

С) которые утверждают, что сознание первично, а материя вторично;

В) которые утверждают, что мир непознаваем. 19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие; С) умозаключение;

В) ощущение; В) представление.

19) Выделите формы чувственного познания:

А) понятие С) умозаключение

В) ощущение Д) представление

20) Наука о познании называется:

А) аксиологией; С) онтологией;

В) логикой; 13) гносеологией.

21) Чем является Античность для эпохи Возрождения:

В) судьей;

22) Какие из указанных ниже признаков не характерны для научной теории :

А) системность; С) завершенность;

В) Проверяемость; В) рациональность.

23) Укажите несуществующий атрибут материи:

А) движение; 13) структурность;

В) время; Е) размещение;

С) отражение; Р) пространство.

24) Укажите правильное суждение:

А) Истина - это то, что просто и экономно описывает опыт;

В) Истина - это знание, с которым все согласны;

С) Истина - это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.

Философии принадлежит фундаментальная роль не только в развитии культуры человечества, но и в ее обосновании. В теоретическом плане такая «охранительная» функция этой дисциплины состоит в своего рода поиске ответов на вопросы о том, что именно в материальном и духовном бытии людей относится к настоящим ценностям. То есть философия разрабатывает онтологию культуры. Успешный поиск ответов является необходимой предпосылкой сохранения нормальной среды, помогающей выжить человечеству и решить основные глобальные проблемы современности. Основная функция и, наверное, высшая миссия философии, а также главная ценность для общества состоит, таким образом, в ее антропологическом предназначении. Она должна содействовать тому, чтобы человек укоренился в окружающем мире не только как сознательное, но и как разумное и моральное существо.

Глобальные проблемы современности и их обострение

В настоящее время, когда возникает столько серьезных вопросов, связанных с охраной окружающей среды, войнами, распространением оружия массового поражения, голодом и преодолением бедности, философия имеет особое предназначение. Она должна продемонстрировать, насколько опасно утилитарное отношение к природе. Она делает анализ того, где проходит граница этого прагматизма. Она такж

е призвана показать нам альтернативу, которая смогла бы и дальше вести человеческую цивилизацию по пути прогресса, и в то же время не погубить планету. Сейчас, на переломе тысячелетий, нет ничего более актуального, чем сохранить жизнь на Земле, а также противостоять глобальной катастрофе человечества. Ведь философия обладает моральными принципами, которых часто лишены естественно-математические науки. Современные мыслители не могут абстрагироваться от возможного апокалипсиса. Глобальные проблемы современности должны заставить философию вновь сделаться «учительницей жизни», как в античные времена.

Фундаментальные задачи философии в обществе

Несмотря на то, что многие считают «любовь к мудрости» не наукой, а идеологией, указывая на ее связь с политикой, между этими двумя культурными феноменами нет прямого тождества. Это абсолютно разные виды общественного сознания. Ведь философия осмысливает стратегические пути дальнейшего существования человечества, пытаясь преодолеть глобальные проблемы современности. Политика же часто создает их. Философия - если сравнивать ее с оружием - обладает зарядом гуманитарного дальнего действия. Разве мы можем сказать то же самое о политике? Она на наших г

лазах порождает гуманитарные катастрофы, поскольку представляет интересы групп людей, устремленных к абсолютной власти. Важно также сделать ударение на том, что и в аспекте развития личности ценность философии не менее значима. Ведь она пробуждает у человека творческий, конструктивный порыв - основу общественной практики и прогресса в будущем. Она воспитывает поколения, способные справиться с искушениями наживы и тотального контроля и начать думать о будущем нашей планеты. Глобальные проблемы современности не могут быть решены, если у человека не будет устремления к новым горизонтам своего сознания, представлений о возможной картине мира. Недаром Платон в диалоге «Тимей» расценил философию как подарок богов, лучше которого ничего и быть не может.

Введение

Классификация глобальных проблем современности

Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем

Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение

Заключение

Список литературы

Введение

Данная работа посвящена раскрытию вопроса глобальных проблем современности и роли философии в их разрешении.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Актуальность изучения глобальных проблем связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития, увеличение антропогенного воздействия на природу, обнаружение исчерпаемости природных ресурсов, предельное обострение задачи выживания человечества, всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.

Глобальные проблемы современности порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия человека на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности. Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией производства, наследием колониализма и неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью и текущими выгодами в ущерб долговременным интересам всего общества.

Поэтому изучением глобальных проблем заняты не только биологи, экологи, но и экономисты, политики, учёные в самых разнообразных видах наук, а также философы.

Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет изучить их всесторонне, отыскать первоначальные причины, рассмотреть проблемы во взаимосвязи с различными аспектами существования человека, а также донести информацию для общества.

Цель данной работы - рассмотреть основные глобальные проблемы, а также выявить роль философии в их разрешении.

Задачи, для достижения поставленной цели:

) представить классификацию глобальных проблем;

) изучить основные глобальные проблемы человечества;

) выявить роль философии в разрешении глобальных проблем современности.

В работе была использована учебно-методическая литература, данные международных докладов конференций и съездов по глобальным проблемам.

1. Классификация глобальных проблем современности

Рассмотрим существующую классификацию глобальных проблем.

Если рассматривать развитие цивилизации в целом, то люди замечали неоднократные сложные проблемы, однако они не достигали такого общепланетарного уровня, который можно наблюдать с середины 20 века и по настоящее время.

Причинами подобного явления стали :

быстрый, скачкообразный рост населения планеты в этот период;

бурно развивающаяся НТР;

вступление передовых мировых держав в постиндустриальную стадию развития;

возрастающие потребности в природных ресурсах, которые начинают быстро истощаться;

катастрофическое загрязнение окружающей среды как следствие НТР;

развязывание «холодной» войны, грозящей гибелью всему человечеству;

глобализация мировой экономики, создание единой мировой информационной системы.

Проблемы называются глобальными, если они имеют следующие свойства:

взаимосвязаны между собой;

носят общемировой характер, т.е. затрагивают интересы и судьбы всего (или большинства) человечества;

угрожают человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью всей цивилизации);

требуют для своего решения совместных действий всего мирового сообщества;

нуждаются в срочном неотложном решении.

Вообще считается, что для успешного решения глобальных проблем необходимо их систематизировать и классифицировать. Отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе имеет в некотором роде условный характер и зависит от исходных посылок, основания их деления, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, не имеют чётких границ.

Существует множество различных классификаций глобальных проблем.

Например, в 1980-е гг. в России И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным была разработана классификация глобальных проблем, ставшая впоследствии наиболее распространённой, традиционной. При её разработке учёные исходили из подразделения всех проблем на три большие группы. Представим это на рис.1 .

Рис.1. Классификация глобальных проблем в 1980-е гг.

Также известна классификация глобальных проблем, которую создали авторитетные российские учёные В.С. Стёпин и Л.Ф. Кузнецова.

Они выделяют среди множества проблем главные :

проблему выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения;

проблему нарастающего экологического кризиса в глобальных масштабах;

проблему сохранения человеческой личности в условиях усиливающейся опасности разрушения биологической основы человеческой сущности (манипуляции над мозгом и сознанием, стрессовые перегрузки, применение транквилизаторов, накопление рецессивных генов вследствие вредных мутаций, грозящее резким ухудшением генофонда человечества и так далее).

Кроме того, имеется ещё одна известная классификация глобальных проблем. Она была предложена российскими учёными Ю.Н. Гладким и С.Б. Лавровым. Её суть заключается в следующем:

наиболее универсальные проблемы политического и социально-экономического характера: предотвращения ядерной войны, обеспечения устойчивого развития мирового сообщества и повышения уровня организованности и управляемости им;

проблемы преимущественно природно-экономического характера: экономическую, энергетическую, сырьевую, продовольственную, Мирового океана;

проблемы преимущественно социального характера: демографическую, межнациональных отношений, «экологии души» (то есть кризиса культуры, нравственности, семьи), дефицита демократии, охраны здоровья;

проблемы смешанного характера, нерешённость которых нередко приводит к массовой гибели людей: региональных конфликтов, преступности, технологических аварий, стихийных бедствий;

проблемы чисто научного характера: освоение космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования климата;

малые проблемы синтетического характера, сопровождающие всё развитие человеческой цивилизации: бюрократии, эгоцентризма и тому подобное.

Стоит отметить по данным классификациям, что у перечисленных учёных имеется общее мнение по поводу тесной взаимосвязи всех глобальных проблем. Например, энергетическая и сырьевая проблемы тесно переплетаются с экологической, экологическая - с демографической, демографическая - с продовольственной.

Однако, например, в классификации В.С. Стёпина и Л.Ф. Кузнецовой имеется проблема сохранения человеческой личности, что отличает её от прочих классификаций. Если посмотреть с позиций гуманизма, вся работа по преодолению глобальных проблем ведётся во имя сохранения жизни на Земле, то есть во имя человека. Человек же является центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем. Очень важно сделать всё, чтобы человек смог не только выжить в непростом современном мире, но и остаться при этом полноценной личностью .

Что касается самой приоритетной глобальной проблемы, то здесь единого мнения у учёных не имеется. Одни считают, что на первом месте в настоящее время встаёт экологическая проблема, другие же утверждают, что проблема демографическая и продовольственная - самая главная. Однако имеются и такое мнение, что проблема разрыва в развитии между странами - самая приоритетная. Все эти проблемы имеют первостепенное значение, и выделить среди них самую важную очень сложно.

Установление приоритетности глобальных проблем очень важно ещё и с финансово-экономической точки зрения. Затраты человечества на решение глобальных проблем должны составлять не менее 1 трлн. долл., а весь мировой валовой продукт у различных стран, особенно у развивающихся - гораздо меньше. Поэтому можно сказать, что такими средствами человечество не располагает. Это означает, что средства необходимо распределять в соответствии с приоритетностью проблем и решать их пошагово.

Во многих трудах учёных имеется ещё одна классификация глобальных проблем. Она выглядит следующим образом :

традиционные - это те проблемы, которые стали называться глобальными на момент появления этого термина, в 1970-х - 1980-х гг. (предотвращения ядерной войны, преодоление разрыва между высокоразвитыми и развивающимися странами, экологическая, демографическая, продовольственная, топливно-энергетическая и другие).

новые - это проблемы, которые получили статус глобальных сравнительно недавно, в последние 10 - 15 лет;

нарождающиеся - это проблемы, которые ещё не получили официального статуса глобальных проблем, но это не уменьшает их значимости и серьёзности (управление погодой и климатом, а также проблемы организованной преступности, международного терроризма, наркомании, незаконного оборота наркотиков, нарушение гражданских прав человека, гиперурбанизация, «социальные болезни» как СПИД и проч.).

В целом можно подвести итог, что любая классификация носит условный характер и зависит от того, с каких позиций подходить к решению этого вопроса. Абсолютно универсальной современной классификации на данный момент не существует. Каждый учёный может представить собственную классификацию, однако общность глобальных проблем в целом похожа.

Далее представим философское понимание будущего некоторыми учёными, чтобы понять их мнение на гармоничное развитие общества, а затем осмыслить стоящие перед обществом глобальные проблемы и пути их разрешения.

2. Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем

Будущее человечества во многом зависит от тех условий, в котором развиваются все взаимоотношения общества.

Во многих своих трудах и исследованиях философы и учёные обращают внимание на то, что умение прогнозирования будущего задано человеку от рождения, то есть генетически присуще ему. Мало того, это качество, в котором заложена способность высшей нервной системы к опережающему отражению действительности, присуще также некоторым видам животных. Им удается каким-то образом предугадать смерть своих хозяев, стихийные бедствия и другие перемены в окружающем их мире.

Человечеству, которое познало законы развития природы и общества - удалось избавиться от гнетущего ощущения беспомощности перед фатальной предопределенностью собственной судьбы и осознать, что оно способно создавать в своём воображении достаточно реальные картины будущего, а также и способствовать заданной установке, воздействовать на ход развития событий.

К пониманию данного феномена люди подошли сравнительно недавно - около ста лет назад, что позволило философам характеризовать способность человека к предвидению как знание о будущем, т.е. о том, чего еще нет в действительности, но уже потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Объективные предпосылки - это процессы, которые протекают в космосе, например, рождение звезд, движение планет по определенной траектории, или же - на планете, в частности, смена времен года, землетрясения, зарождение жизни и смерть. Они имели место быть и будут протекать независимо от желаний людей или знаний об их содержании.

Субъективные предпосылки отражают ранее отмеченную способность людей оказывать воздействие на процессы, протекающие в природе и в обществе. Ведь человечество давно уже изменило облик планеты, изобрело фантастические, недоступные даже самому богатому воображению предков способы добывания пищи и создания условий для жизнеобеспечения, и является носителем ещё множества нереализованных идей и не внедрённых в практику технологий.

Наиболее распространенным представлениям об уровнях прогнозирования будущего следует отнести следующее :

непосредственное;

обозримое;

отдаленное.

Непосредственное будущее уже во многом содержится в том, что происходит в настоящем. Наука располагает о нём многими конкретными данными, благодаря чему удается составлять обоснованные и весьма достоверные предположения о том, что может случиться в ближайшие 20-30 лет. Например, с её помощью можно достаточно точно спрогнозировать численность населения планеты, запасы природных ресурсов на середину 21 века.

Кроме того, можно также спрогнозировать и характеристику состояния преступности, динамику развития промышленного производства, но при одном условии, соблюдение которого необходимо при подготовке прогнозов на более длительные сроки. Таковыми является: использование достоверных данных, а не их подтасовывание под желаемый вариант хода общественного развития. Такие прогнозы, сделанные даже на ближайшие годы, обречены на несбыточность.

Объективность в научном прогнозировании исключительно важна, ибо позволяет трезво взглянуть на возможные негативные последствия, например:

в развитии политической ситуации в обществе;

в воздействии человека на окружающую среду и т.д.

Эти прогнозы не следует воспринимать как вариант неизбежности гибели человеческой цивилизации. Они являются одновременно и предостережением ему, и своеобразным предложением к поиску наиболее приемлемого варианта обеспечения бессмертия человеческого рода. Но следует помнить, что прогнозы - это только предполагаемые варианты будущего. Ни один из них не может иметь достоверность в 100%.

Если рассмотреть ближайшее будущее, которое охватывает большую часть 21 века, то о нём можно сказать как о насыщенном различными вполне правдоподобными вариантами. Только прогнозируется оно на неполной информационной базе. К таким данным следует относиться с большой осторожностью, тщательно проверяя их вероятность. Тем не менее, на протяжении обозримого будущего следует ожидать завершения таких долговременных процессов, протекающих в планетарном масштабе как демографическая революция, преодоление развивающимися странами экономической отсталости, перехода к гуманизму, демократическому обществу и т.д. Очевидно и то, что мировым сообществом будет выработана единая политика борьбы с преступностью, хотя культурная и социальная интеграция вряд ли завершиться к этому времени.

Относительно отдаленного будущего, за пределами 21 века в основном можно судить на основании различных гипотетических предположений, не противоречащих реальным возможностям, но и не поддающихся определенным вероятностным оценкам с точки зрения исторических сроков и конкретных форм их воплощения в жизнь. Аналитиками различных специальностей указывается на возможность радикальных перемен в социальной жизни общества. Экономическая деятельность людей также подвергается глубоким технологическим преобразованиям. Заметно трансформируются потребности людей и средства их удовлетворения, благодаря чему проблема ресурсов для их обеспечения предстанет в ином виде, чем даже в обозримом будущем.

Менее оптимистичным должен быть взгляд в будущее с позиций борьбы с преступностью, как в обозримом, так и в отдаленном будущем и не потому, что в человеке природой заложено противоправное поведение. В обществе с существующими законами обязательно будут находиться люди, не выполняющие их по разным причинам: одни из них будут совершать противоправные действия по «недомыслию», другие - в силу стечения обстоятельств, третьи - из-за протеста против существующих порядков и т.д. Но, очевидно, что из практики исчезнут одни виды преступлений, а их место займут другие. Кардинально изменятся и виды наказаний за совершенные преступления, и способы их наказания.

Стоит отметить, что занятие прогнозированием будущего имеет большое прикладное значение и касается практически всех сфер жизни человечества :

духовной;

экономической;

правовой;

политической;

социальной;

демографической и т.д.

Для многих из них наиболее приемлемыми являются такие методы прогнозирования будущего как:

экстраполяция;

историческая аналогия;

компьютерное моделирование;

экспертные оценки;

сценарии будущего.

Коротко охарактеризуем каждый из них.

Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую. Используется он, например, при знании динамики развития какого-то процесса или явления в прошлом и настоящем.

Метод исторической аналогии эффективен благодаря знаниям, которые накоплены человечеством о последовательности тех или иных событий, имевших место в жизни человеческого общества, отдельных государств. Их анализ позволяет выявить определенные закономерности и распространить их на будущее.

Метод компьютерного моделирования вошёл в практику сравнительно недавно, продемонстрировав широкие возможности вычислительной техники при определении перспектив развития политических, экономических и других процессов в жизни общества. Он обладает некоторыми преимуществами перед другими из-за широких возможностей обработки за короткий отрезок времени больших объемов самой разнообразной информации.

Метод экспертных оценок представляет собой достаточно сложный и ответственный вид исследований с привлечением широкого круга специалистов и технических средств. Заключается он в оценке различных видов человеческой деятельности и их последствий для политической, экономической обстановки в обществе, для окружающей среды т.д.

Сценарии будущего являются одним из древнейших методов прогнозирования будущего. О них можно услышать и в мифах, и гаданиях прорицателей, и в фантастических рассказах писателей. Они становятся объектами пристального внимания людей особенно в критические моменты человеческой истории, им даются самые разнообразные толкования. Во всех них удивительным образом смешались фантазии и конкретные знания, безудержный оптимизм и опасения людей за собственную жизнь.

Необходимо глубоко осознавать неприходящую ценность каждого из методов прогнозирования, т.к. благодаря их использованию человечество осуществляет и трудное восхождение к совершенству, и пытается соизмерить реальность с перспективами собственного существования.

Подводя итог о вариантах прогнозирования будущего в условиях существования глобальных проблем, следует отметить, что чем больше человечество стремится заглянуть в него, тем меньше вероятность угадывания ожидаемого. Поэтому качество прогнозирования непосредственного будущего всегда выше, чем обозримого, а тем более - отдаленного. Однако практически все философы отмечают, что проблемы как существуют в настоящее время, так и будут существовать в будущем, только они преобразуются. Особое внимание в прогнозировании будущего философы уделяют изучению развития преступности, роста населения и продовольственной проблеме.

Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение

Как было обозначено в предыдущей части работы, основная глобальная проблема, волнующая философов - это рост населения и продовольственный кризис. Ещё в 18 веке Томас Мальтус в своей книге «Эссе о принципах народонаселения» предостерёг современников, что поскольку число людей, живущих на Земле постоянно растет, то способность планеты обеспечивать их рано или поздно будет исчерпана .

Можно сказать, что Мальтус рассуждал логично. Человечество в то время росло со скоростью геометрической прогрессии. При таком росте население должно было рано или поздно превысить любое сколь угодно большое число. Аргументацию Мальтуса при поверхностном рассмотрении можно считать научной. Вместе с тем она оказалась ущербна с точки зрения философии. Он не учёл того философского положения, что ни один процесс не может бесконечно развиваться по одному и тому же закону.

Несмотря на мрачные пророчества Мальтуса, подкрепленные логическими рассуждениями, ни один из ресурсов на планете к началу 21-го века не оказался исчерпанным.

Увеличивается численность людей на планете, растет их средняя продолжительность жизни. Это свидетельствует о том, что в целом состояние человека разумного как биологического вида, удовлетворительно. Такое следствие можно вывести на основе классического эволюционного учения, созданного английским биологом Чарлзом Дарвиным. Согласно ему, есть только один объективный и абсолютный критерий процветания вида -увеличение его численности. Однако, благоприятное состояние человечества может смениться неблагоприятным. Численный рост людей и научно-технический прогресс оказывают все возрастающее влияние на природу, которое может иметь трагические последствия. Глобальные катастрофы, могущие резко уменьшить население Земли, становятся всё более вероятными.

Абстрактная охрана природы должна сменяться конкретно разработанной стратегией рационального природопользования. Любая деятельность человека так или иначе влияет на природу. Запретить всю хозяйственную деятельность невозможно и не нужно. Необходимо вести её рационально с привлечением данных экологии и других наук.

Некоторые из форм воздействия человека на природу - например, связанные с добычей нефти, использованием ядерной энергии - порой приобретают катастрофический характер. Однако отдаленные и окончательные последствия экологических катастроф подчас оказываются неожиданными, по крайней мере для тех, кто опирается на упрощенные представления о законах экологии.

Итак, как видим, из одной проблемы вытекает другая - экологическое загрязнение или техногенная катастрофа.

В настоящее время основными направлениями разработок путей решения всех учёных в области экологии являются :

обеспечение мер устойчивого природопользования;

снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение;

сохранение и восстановление природной среды.

Значительное место вопросам состояния окружающей среды уделяется следующим задачам:

оценке реального состояния всех загрязненных территорий и рассмотрение этого уровня в качестве стартового уровня для осуществления программ минимизации негативного воздействия на окружающую среду и накопленного ранее экологического ущерба;

разработка нормативов качества окружающей среды, учитывающие состояние и особенности конкретных территорий;

решение вопросов охраны окружающей необходимо учесть в новых образовательных стандартах;

качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий.

Кроме того, сейчас следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.

Одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень, проводиться с раннего детства. При любых озарениях, рождаемых разумом, и стремлениях, неизменным вектором поведения человечества должно оставаться его гармония с природой.

Ещё одна серьёзная проблема - это проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: недопущение несанкционированного мировым сообществом распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды, обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п. Широкий спектр угроз безопасности, причем как на национальном, так и на международном уровнях, сохраняется и в наши дни.

Ядерной войны пока не было. Однако, человечество уже испытало на себе реальную опасность военного и мирного атома. Бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв атомной бомбы на Урале в ходе войсковых учений, последствия испытания ядерного оружия, аварии на атомном кладбище в Кыштыме, на атомных станциях Тримайл-Айленд (США) и Чернобыльской показали, какую разрушительную мощь имеет атомная энергия. Поэтому важно знать, что произойдет с планетой, если глобальная ядерная катастрофа все же произойдет.

Ученые с помощью методов математического моделирования смогли продемонстрировать возможные последствия глобального ядерного конфликта. Если основные города и промышленные центры Земного шара подвергнутся ядерным ударам, то последствия будут трагическими для цивилизации и для биосферы в целом. Несколько упрощая картину, можно сказать, что основных глобальных итогов ядерной войны будет два. Первый - в результате взрыва в атмосферу поднимутся миллионы тонн пылевых частиц. В результате сначала наступит ядерная ночь, потом - ядерная зима. Это произойдет в результате того, что частицы пыли резко сократят поступление солнечной энергии на поверхность Земного шара и освещенность будет меньше, чем при безлунной ночи, а средняя температура упадет на несколько десятков градусов. В течении двух - трех месяцев пыль будет оседать, и выпадение такого количества пыли само по себе приведет к разрушению природных комплексов, промышленных объектов, городов. Резкое снижение поступления солнечной энергии приведет к гибели многих биологических видов или резкому снижению их численности, разрушит устоявшиеся связи, поставит под вопрос существования человека разумного если не как биологического вида (какая-то часть людей выживет в любом случае), то как социального явления и как носителя культуры .

Второй итог мировой ядерной войны - попадание в биосферу огромного количества радиоактивных элементов. Среди них будут и компоненты зарядов самих бомб, и ядерное топливо атомных электростанций, которые в результате мировой войны будут разрушены. Часть биологических видов может погибнуть или резко сократиться в численности от облучения. Другие переродятся и приобретут новые свойства. Разрушатся устоявшиеся взаимоотношения между животными, растениями, микроорганизмами. Это окончательно разрушит человеческую цивилизацию, сделает проблематичным выживания человека если не как биологического вида, то как социального существа. Полностью жизнь на Земле не исчезнет. В течении нескольких десятков лет все освободившиеся экологические ниши будут заполнены и общая масса биосферы в соответствии с законами глобальной экологии станет прежней. Однако, в новой биосфере места человеку разумному и человеку культурному уже не окажется.

Как решение проблемы учёные считают, что единственное - это здравомыслящее ведение политики на мировом уровне. Поэтому человеку не следует отказываться от своих социальных и гражданских функций - необходимо участвовать в выборах, в политической жизни общества.

Ещё одна важная проблема - экономическое развитие отсталых стран мира, подавление их экономик крупными странами.

Экономика будущего - это, прежде всего, экономика сбалансированная, соблюдающая внешние пределы роста. Для достижения этой сбалансированности философами мира предлагалось множество различных концепций.

Концепция «нулевого роста» Д. Медоуза и его группы - состояние глобального равновесия устанавливается на уровне, который позволяет удовлетворить основные нужды каждого человека и дает каждому человеку равные возможности реализации личного потенциала. Органический рост, предложенный в докладе «Человечество на перепутье» М. Месаровича и Э. Пестеля, предполагал дифференцированное развитие: регионы мира, подобно органам в человеческом организме, различаются по структуре и функциям. Каждая часть - регион или группа наций - имеет свой собственный вклад в создание органического развития человечества: ресурсы, технология, экономический потенциал, культура и т.д. В такой системе рост любой одной части зависит от роста или не-роста других.

Авторы же «Первой глобальной революции» подчеркивают преждевременность призыва к «нулевому» или «органическому» росту для всех стран мира. Они заявляют, что убеждены в том, что необходимо способствовать экономическому развитию отсталых стран Юга. Но для промышленно развитых стран Севера, постепенно переходящих к постиндустриальному обществу, более важным представляется рост качества жизни. Качество жизни предполагает гарантию минимального уровня материальных благ для всех граждан, полную занятость, возможности самообразования, развития способностей человеческой личности, чистоту окружающей среды.

Для экономики будущего будут характерны новые формы институционального поведения человека, получат приоритет принципиально новые ценности.

Некоторые глобальные проблемы становятся новыми и дают достаточное количество тем для размышлений философам всего мира.

Например, в развитых странах встала проблема переедания. По данным ФАО общее число переедающих на данный момент составляет 600 млн. чел, среди них - более ½ всех жителей США старше 20 лет.

Философы в настоящее время изучают взаимосвязь данной проблемы с социальным положением населения, с их образом жизни, с психологическим внушением внешних факторов. Некоторые считают, что причина данной проблемы - это всего лишь неправильный образ жизни, другие же - что это преднамеренное истребление нации с помощью модной еды, модных продуктов и т.д.

Ещё одна модная проблема, которая становится глобальной - Интернет и зависимость от социальных сетей, от компьютерных игр населения уже не одного поколения. Также философы изучают причины возникновения данной проблемы, опасности её развития. Что касается разрешения данной проблемы в настоящий век сплошной компьютеризации и развития новых технологий - решение будет трудным. Необходимо менять образ мышления, восприятия, ведения жизни у населения.

К традиционным глобальным проблемам относятся и вредные привычки.

Проблема наркомании, например, в России связана с отсутствием в 90-е годы государственной политики в этой области и недофинансированием борьбы с наркоманией. В то время в силу преступного бездействия государства и общества молодежь России осталась одна со своими проблемами и оказалась не готовой противостоять им.

Человеческое общество всегда сталкивалось и, видимо, будет сталкиваться с различными проблемами. Однако далеко не все из них являются глобальными. В России многие люди живут за чертой бедности. В США террористы разрушили Всемирный торговый центр и Пентагон. В Прибалтийских республиках нарушаются права русскоязычного населения. В Англии происходят столкновения между протестантами и католиками. Все эти проблемы являются очень серьезными, так как они связаны с жизнью многих людей. Тем не менее они не затрагивают интересы всего человечества. Поэтому они не являются глобальными.

К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего человечества.

Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:

Духовный кризис.

Распространение массовых заболеваний.

Угроза войны с применением оружия массового поражения.

Истощение природных ресурсов планеты.

Углубление экологического кризиса.

Демографическая проблема.

Рост терроризма.

Неравномерное социально-экономическое развитие регионов и государств планеты.

Глобальное изменение климата.

Увеличение сейсмической активности земной коры.

Вышеотмеченные проблемы в той или иной мере признаются большинством специалистов. Однако есть и такие глобальные про блемы, обсуждение которых замыкается узким кругом исследователей-профессионалов, так как далеко не все из них признают, что такие проблемы существуют или представляют реальную опасность для человечества. В качестве примера здесь можно назвать следующие.

Потенциальная опасность столкновения Земли с космическими телами (метеориты, кометы, астероиды), от которых на данный момент средств защиты не существует. Такие столкновения могут быть очень опасными и привести к гибели всего человечества и животного мира Земли.

Негативное психо-энергетическое влияние «внутреннего космоса» планеты (так называемых тонких миров), причиной которого являются духовная дисгармония и отрицательный пси-хо-эмоциональный фон ноосферы человечества.

Сущность и пути преодоления глобальных проблем

Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее причин.

Все отмеченные выше глобальные проблемы в самом общем виде имеют три причины:

Духовное несовершенство человека;

Противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры;

Объективные природные процессы.

Подавляющее большинство проблем связано с первой и второй причинами. Некоторые проблемы, как полагают специалисты, обостряются под действием всех трех причин (глобальное изменение климата, увеличение сейсмической активности). И лишь одна из указанных проблем целиком связана с природными процессами или, по крайней мере, влияние человека и общества здесь не установлено (столкновение планеты Земля с космическими телами).


Таким образом , мы видим, что почти все глобальные проблемы связаны с сознанием или мировоззрением человека, развитие которых, очевидно, отстает от стремительного изменения объективной действительности в науке, политике, экономике, культуре, демографии, технике. В условиях современной цивилизации в сотни и тысячи раз обостряется ответственность человека за свою деятельность. Так, еще несколько столетий назад самая большая война не грозила гибелью для всего человечества. Теперь же военный конфликт с применением оружия массового поражения по своим последствиям непредсказуем. Ядерное оружие может уничтожить не только цивилизацию, но и все живое на планете.

Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоззрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этические, экологические и культурные приоритеты.

Современный человек должен полностью осознавать свою личную ответственность за судьбу планеты, он должен понимать, насколько сложной и вместе с тем хрупкой является экологическая система Земли, как легко нарушить природный баланс и трудно его будет восстановить. Человечество подошло к такому рубежу своего исторического развития, когда уже становится невозможно отгородиться от мировых проблем границами своего государства — террористы, ураганы, землетрясения, цунами, экологические катастрофы, эпидемии не признают никаких границ.

Рассмотрим теперь некоторые из глобальных проблем подробнее и попробуем понять, как их можно преодолеть.

Духовное развитие человечества всегда было сложным и противоречивым. Тем не менее трудно найти в истории период, в котором духовная культура, моральные устои общества подвергались бы такому испытанию, как в XX — начале XXI века. Не случайно понятие «духовный кризис » прочно вошло в современный философский и научный лексикон.

В чем же проявляется современный духовный кризис? В подрыве духовных основ личности и нарастании множества разрушительных социальных явлений. К таким явлениям можно отнести потерю смысла жизни и этических ориентиров многими нашими современниками, пьянство и наркоманию, проституцию и сексуальные отклонения, стремление многих людей исключительно к материальному обогащению и чувственным наслаждениям, рост преступности и всевозможного насилия, массовые стрессы и психические заболевания, социальный эгоизм и нетерпимость и некоторые другие.

Законодательные, полицейские, медицинские меры в преодолении этих пороков оказываются неэффективными без обращения к внутреннему миру человека и его духовным принципам. Что же их укрепляет и развивает? Духовные учения, образование, философия, наука, высокое искусство — все, что относится к сфере подлинной духовной культуры человечества. Очевидно, что проблема духовного кризиса — это проблема мировоззрения человека и духовной культуры общества. Именно в этих направлениях необходимо концентрировать усилия для преодоления духовного кризиса.

. Когда говорят о распространении массовых заболеваний, то, прежде всего, подразумевают кардиологические, онкологические, инфекционные и психические заболевания. Так, например, ежегодная смертность кардиологических и онкологических больных по всему земному шару исчисляется многими миллионами. Стремительно распространяется СПИД. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2001 году ВИЧ-инфекцией в мире было поражено 35 миллионов человек. До 2001 года СПИД явился причиной смерти 22 миллионов человек. В конце XX века, по данным Министерства здравоохранения России, в десятки раз увеличилась динамика психических отклонений.

Причин роста числа заболеваний множество — неправильный образ жизни и питания, загрязнение окружающей среды, стрессы и неумение большинства людей контролировать свой внутренний мир и управлять нервно-эмоциональными реакциями организма, половые отклонения и недостаток психической энергии.

Специалисты полагают , что проблема массовых заболеваний должна решаться с двух сторон. Во-первых, необходима популяризация здорового образа жизни, правильного питания, сбалансированной физической и умственной активности, систем естественной профилактики и оздоровления (очистительные процедуры, физические упражнения и диетическое питание, курсы релаксации и аутотренинга , йогические методики саморегуляции и др.). Во-вторых, необходима разработка новых методов медицинской терапии — новых технологий лечения массовых заболеваний и новыхлекарств. Например, вакцины против СПИДа, кардиостимуляторов, препаратов, блокирующих неконтролируемый организмом рост клеток, технологий психокоррекции человеческого сознания.

. В XX столетии человечество научилось производить оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое). Научный разум на этом поприще добился поистине впечатляющих «успехов». Одной капли боевого химического реактива хватит, чтобы отравить целое озеро. Один реактивный снаряд с биологическим наполнителем при взрыве в воздухе способен поразить население целого города. Один ядерный подводный ракетоносец способен превратить в руины целое государство. К началу XXI века в арсеналах государств блока НАТО , России, Китая, Индии и других стран хранились тысячи тонн химических и биологических боевых отравляющих веществ, тысячи ядерных боеголовок, которых хватило бы на многократное уничтожение всех городов земного шара и всего живого на Земле. Зачем людям такое количество такого разрушительного оружия?

Ученые смоделировали и доказали , что война с применением оружия массового поражения уравнивает победителей и побежденных. Высокая радиация, отравление окружающей среды или «ядерная зима» поставят всех — побежденных и победителей — в одинаковые условия — на грань жизни и смерти. Когда два человека сидят в пороховом погребе, какая разница, кто первым из них взорвет свой заряд в надежде поразить другого? Пока оружие массового поражения не уничтожено, планета представляет собой такой пороховой погреб, подвергающий смертельной угрозе все человечество. Поэтому необходимы постепенное сокращение, а затем уничтожение и полное запрещение производства оружия массового поражения для всех стран планеты.

. В прошлом веке человечество впервые осознало угрозу истощения природных ресурсов на своей планете — нефти, угля, рудно-минерального сырья, запасов чистой воды, лесных и
плодородных массивов, рыбы и т. д. Пока эта проблема не является самой актуальной. Однако если использование сырья будет возрастать прежними темпами, общество уже в
XXI веке может столкнуться, например, с полным истощением запасов нефти, что приведет к парализации авто-, авиа- и водного транспорта, многих видов химического производства
и других промышленных объектов.

Где же искать выход? Ученые предлагают разрабатывать и внедрять ресурсосберегающие и безотходные технологии производства, активнее использовать энергию Солнца, ветра, воды, ядерную энергию, искать новые источники энергии, ограничивать потребление ресурсов, осуществлять промышленную разработку недр планет Солнечной системы.

. Одной из острейших проблем современности является экологический кризис. Многие думают, что он заключается только в загрязнении окружающей среды. Но это не так. С фило софской точки зрения, экологический кризис есть негативное влияние деятельности человека на природу. Последствия такой деятельности проявляются не только в отравлении земли, воды и воздуха промышленными отходами, но и в разрушении озонового слоя планеты и устойчивых экологических систем. Например, массовая вырубка лесов понижает процент кислорода и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере. Непродуманное нарушение водного баланса региона (при строительстве плотины или изменении русла реки) может привести к гибели многие виды животных и растений, распространению вредных насекомых, появлению болот или пустынь.

Решение экологической проблемы предполагает целый комплекс мер. Среди них большое значение имеют: изменение отношения людей к окружающей среде, строительство очистных сооружений на производствах, замена тепловых электростанций и двигателей внутреннего сгорания на новые, экологически безопасные аналоги, сокращение выбросов углекислого газа и фреона в атмосферу, сохранение природного экологического баланса регионов и многие другие.

. Сущность демографической проблемы заключается в крайне высоких темпах прироста населения в некоторых странах и регионах планеты (Китай, Индия, Южная Америка). В результате, несмотря на падение рождаемости в Европе, Северной Америке, России, общее количество населения земного шара стремительно возрастает. Чем это грозит? Некоторые аналитики полагают, что Земля способна прокормить лишь ограниченное количество людей. Например, называется цифра в 10 миллиардов. Если динамика роста сохранится, то, по разным оценкам, современная шестимиллиардная цивилизация достигнет этого предела уже через несколько десятков лет.

Многие специалисты отмечают, что при равномерном расселении людей и эффективно организованном промышленном и сельскохозяйственном производстве планета может обеспечить жизнь, по крайней мере, пятидесятимиллиардной цивилизации. Однако проблема от этого не становится менее острой. Дело в том, что социально-экономическая и культурная инфраструктура государств отстает в своем развитии от темпов роста населения. Эти два процессадолжны быть синхронизированы. Поэтому Китай, Индия и другие страны проводят жесткую политику, направленную на снижение прироста населения.

. Проблема терроризма и насилия имеет социокультурные корни. Однако она упирается не только в морально-этические принципы и правосознание человека. Во многих случаях тер- pop — крайняя мера борьбы с обществом за свои права и свое мировоззрение. Следовательно, общество должно, прежде всего, обеспечить людям элементарные права и свободы — право на жизнь и труд, на образование и свободу совести, на собственность, свободу мышления и слова. Здесь весьма важную роль играет политическая, экономическая и социокультурная поддержка развивающихся государств, население ко- торых порой лишено многих возможностей и прав. Существенное значение имеет и расширение межкультурного диалога, позволяющего народам лучше понимать, а следо- вательно, и уважать, ценности и традиции друг друга.

Особая проблема — деятельность антиобщественных, социально-опасных группировок, террористическая деятельность которых имеет криминальные причины. Здесь решающее слово должно при надлежать законодательным и правоохранительным органам. Причем особую актуальность сейчас приобретает их международное сотрудничество и выработка единых стандартов правовой оценки и противодействия терроризму. Оказалось, что, например, западные страны в проблеме терроризма придерживаются политики двойных стандартов. Такая политика по своей сути очень опасна и не позволяет мировому сообществу консолидированно бороться с терроризмом.

. В XX столетии наука зафиксировала нарастание глобальных климатических изменений на планете. Ученые полагают, что происходит постепенное потепление. В некоторых странах, например в России, за последние четверть века это стало очевидно даже неспециалистам. В средней полосе зимы стали менее снежными, лето — более жарким. У берегов Европы наблюдается подъем воды в Атлантическом океане, который, по некоторым оценкам, происходит из-за таяния снегов и льдов на полюсах.

Вместе с тем во многих странах мира наблюдаются погодные аномалии. Например, выпадает снег в Африке и в южных широтах Америки. По всему земному шару метеорологи отмечают резкие перепады температур, давлений, увеличение опасных атмосферных явлений (ураганы, тайфуны, ливни, крупный град, внезапные сильные снегопады и т. д.).

В течение последних нескольких сотен лет наблюдается и нарастание сейсмической активности земной коры. Землетрясения становятся все более частыми и разрушительными. Подводные землетрясения вызывают огромные океанские волны (цунами). Например, в 2004 году мощное цунами в Юго-Восточной Азии погубило более 250 тысяч человек.

Что является причиной этих процессов? Исчерпывающего ответа наука пока дать не может. Однако многие ученые склоняются к точке зрения, согласно которой изменение климата и нарастание сейсмоактивности может зависеть не только от объективных природных причин, но и от деятельности человека. Так, например, полагают, что ядерные взрывы вызывают колебания земной коры. Увеличение углекислого газа в атмосфере создает «парниковый эффект». Ментально-психическая дисгармония человечества порождает электромагнитные флуктуации энергетического поля планеты, что вызывает как атмосферные, так и сейсмические явления.

Объективные причины рассматриваемых процессов некоторыми исследователями связываются с периодически возникающими изменениями наклона земной оси и дрейфом магнитных полюсов планеты. Предполагают, что такие изменения уже происходили в глубокой древности. В результате климат и географические очертания материков претерпевали кардинальные трансформации. Так, последователи некоторых философских систем (теософия, Живая Этика и др.) полагают, что под действием подобных глобальных процессов в далеком прошлом были разрушены огромные материки Лемурия и Атлантида. Но что вызывает изменение наклона земной оси и смещение магнитных полюсов? Вопрос пока остается открытым.

Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества — политических, экономических, демографических, научных и других. Поэтому сейчас на передний план выходит необходимость широкого международного сотрудничества стран и народов, а также координации их усилий. Однако, по большому счету, мировые проблемы требуют от человечества большего — политической, экономической и культурной интеграции в единое планетарное сообщество. От решения этой проблемы во многом будет зависеть

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем ……..5

Глава 2. Глобальные проблемы современности…………………..8

Заключение………………………………………………………….15


Введение

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали прежде и были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т. е. «проблемами, имеющими жизненно-важное значение для всего человечества».

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований. В настоящее время глобальные проблемы изучаются многими науками – экологами, географами, социологами, политологами, экономистами и т.д. В 90-е годы возникла новая область междисциплинарных исследований, получившая название глобалистики. Глобальные проблемы изучаются также философией в мировоззренческом, методологическом, социально-гуманитарном аспектах. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. Философия становится для представителей различных научных дисциплин связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать прежде всего философией выживания. Задача современной философии состоит в поиске таких ценностей и социальных систем, которые обеспечили бы выживание человечества. Новая философия призвана выработать модель решения глобальных проблем, помочь практической ориентации человека в современном мире в деле выживания цивилизации.


Глава 1. Происхождение и сущность глобальных проблем

В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего в 70-е-80-е гг., когда эти проблемы обнаружили всю свою остроту и масштабность.

Ныне, на рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.

Глобальные проблемы являются следствием противостояния естественной природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура - по принципу положительной обратной связи.

Сам термин «глобальные проблемы», впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба. Однако многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция «ноосферы» (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем.

Специфика философского осмысления глобальных проблем заключается в следующем:

1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.

3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Современные глобальные проблемы - закономерное следствие всей глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети XX века. Для правильного понимания их происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости. Это положение, однако, не следует понимать поверхностно, рассматривая глобальные проблемы как просто разросшиеся до планетарных масштабов традиционные локальные либо региональные противоречия, кризисы или бедствия. Напротив, будучи результатом (а не просто суммой) предшествовавшего общественного развития человечества, глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступилав качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты.

Глава 2. Глобальные проблемы современности

Во второй половине XX века на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в своей истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Под вопросом оказалось само существование жизни на Земле, ибо уничтожение биосферы стало технически возможным.

Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами:

1) Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств.

2) Угрожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества.

3) Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

1) возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;

2) возможность всемирной экологической катастрофы;

3) духовно-нравственный кризис человечества.

Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием. Известно, что за период с 3500 г. до н.э., т.е. фактически с момента возникновения древнейших цивилизаций, произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили без них. Если в XIX в. в войнах погибло 16 млн человек, то в XX в. - более 70 млн! Суммарная взрывная мощь вооружений составляет сейчас около 18 млрд т в тротиловом эквиваленте, т.е. па каждого жителя планеты приходится по 3,6 т. Если взорвется хотя бы 1 % данных запасов, то наступит «ядерная зима», в результате которой может быть уничтожена вся биосфера, а не только человек.

На протяжении многих веков войны воспринимались человечеством как неотъемлемая и объективная составляющая его развития. Но исторический опыт, особенно XX века, не только подтвердил справедливость высказывание И. Канта о том, что средств, затраченных на них, хватило бы для безбедного существования человечества, но и позволил понять, что войны представляют собой специфическую форму насильственного вооруженного решения тех или иных социальных, политических, экономических, религиозных и других проблем.

В нынешнем столетии у всех живущих на нашей планете и потрясенных ужасами Первой и Второй мировых войн, после их окончания возникали иллюзии о том, что подобного кошмара больше не должно повториться. С целью предотвращения новых военных трагедий в 1922 году была создана Лига Наций, а в 1945 году - Организация Объединенных наций. Но ни в одном, ни в другом случаях опасность войн не уменьшилась. Так, с 1945 года по настоящее время на планете уже произошло более 150 крупных войн. На протяжении нескольких десятилетий мир, расколотый на капиталистический и социалистический лагеря, жил в напряженном ожидании неотвратимой 3-ей мировой, но уже ядерной войны. И когда во второй половине 80-х годов рухнула коммунистическая система, то установление нового мирового порядка, основанного на общечеловеческих ценностях, представлялось многим политикам и рядовым гражданам неминуемым. Как показала практика, в условиях научно-технической и информационной революций, военный конфликт даже между небольшими и экономически слабыми государствами может привести к тяжелейшим последствиям. Дело в том, что в настоящее время в мире широкое распространения получили такие средства массового уничтожения людей, как бактериологическое и химическое оружие. Помимо этого, следует учитывать и то обстоятельство, что и конфликт между малыми государствами может затронуть политические, религиозные, экономические интересы нескольких групп государств одновременно, которые неминуемо окажутся втянутыми в глобальное военное противостояние.

Меры по предотвращению войны и военных действий были разработаны уже И. Кантом в конце XVIII в., однако до сих пор нет политической воли их утвердить. Среди мер, которые он предлагал: нефинансирование военных действий; отказ от враждебных отношений, уважение; заключение соответствующих международных договоров и создание международного союза, стремящегося реализовать политику мира и др. Однако возникает впечатление, что мировое сообщество в последние годы все больше отдаляется от этих шагов.

Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в., они носили локальный характер.

Все происходящее на планете Земля с участием человека или без него, протекает и в природе. Под последней понимают часть материи, с которой люди прямо или косвенно взаимодействуют, воспринимают ее, т.е. видят, слышат, осязают и т.д. Она, в свою очередь, тем или иным способом также воздействует на каждого из нас, общество в целом, влияет на результаты человеческой деятельности. В этом смысле сам человек является продуктом природы. Она же присутствует и во всех творениях человеческих рук.

Поэтому, как бы не было высоко развито и насколько эффективнее не становилось бы индустриальное производство, человек всегда зависит от природы. Характер же этих взаимоотношений очень сложен и противоречив, т.к. природа очень многообразна и имеет достаточно сложную структуру.
Среди глобальных проблем современности нужно выделить еще одну - это проблема роста народонаселения.

Интересно, что о неминуемости ее возникновения говорил еще в XVIII веке английский экономист Мальтус в книге «Опыт о законе народонаселения». В ней была обрисована сложная ситуация, которая, по мнению автора, возникнет на планете в результате растущего несоответствия между приростом населения, происходящим, якобы, в геометрической прогрессии и количеством производимого продовольствия, которое увеличивается в арифметической прогрессии.

Несмотря на спорность в точности подобных подсчетов, следует отметить то обстоятельство, что с начала XX века наша планета испытывает на себе мощный демографический взрыв. В результате, численность жителей Земли к настоящему времени уже перевалила за 5 миллиардов человек и к началу третьего тысячелетия достигнет 6 миллиардов. Но этот процесс не может продолжаться до бесконечности, ибо ограничен вполне объективными причинами:

Площадью почв, пригодных для земледелия,

Сложностью овладения сельскохозяйственными технологиями и производственной культурой, на что требуется длительное время,

Увеличивающимся темпом роста городов,

Предельными возможностями природных ресурсов: воздуха, воды, полезных ископаемых и т.д.

Непроизводительными затратами государств (на войны, ликвидацию внутренних конфликтов, борьбу с преступностью), размеры которых занимают в бюджетах большинства из них значительную часть.

Вне всякого сомнения, темпы прироста населения планеты сдерживают многочисленные факторы и, в частности, такие как войны, болезни, производственный, бытовой и дорожно-транспортный травматизм, преступность, голод. Например, ежегодно только в странах СНГ от рук преступников, в происшествиях на дорогах и на рабочих местах гибнет более ста тысяч человек

В то же время, в других регионах планеты, например, в Азии, Африке и в Латинской Америке число новорожденных очень высоко, несмотря на активные усилия, прилагаемые правительством некоторых стран, например, Китая, по ограничению рождаемости. В большинстве европейских стран, в Северной Америке и Австралии происходят совсем иные процессы, в результате которых численность их населения растет очень низкими темпами.

По мнению специалистов, занимающихся исследованием этих проблем, а среди них есть и философы, и экономисты, и юристы, и социологи, причиной тому являются:

Значительная разница в уровне жизни в высоко- и малоразвитых странах,

Исторические традиции,

Географический фактор,

Религиозные догмы.

Если коснуться последних, то именно они регламентируют, например, целый комплекс семейно-брачных отношений между супругами. Так, и ислам, и католицизм запрещают женщинам делать аборты. Исламом, помимо этого, разрешается многоженство.

Но основную причину, вероятнее всего, следует искать в разнице Уровня жизни людей и в тех и в других частях света. Странам с высоким уровнем жизни соответствуют и стандарты, распространяемые на:

Качество медицинского обслуживания,

Структуру питания и его культуру,

Систему воспитания детей, а также их образования и условия жизни.

Продовольственную проблему также иногда причисляют к глобальным: от недоедания сегодня страдает свыше 500 млн человек, а умирает от недоедания несколько миллионов в год. Однако корни данной проблемы лежат не в нехватке продовольствия как такового и не в ограниченности современных природных ресурсов, а в несправедливом их перераспределении и эксплуатации как внутри отдельных стран, так и в мировом масштабе.

Помимо выше названных глобальных проблем современности, существует еще одна очень актуальная как для процветающих стран, так и для влачащих нищенское существование. Имеется в виду проблема преступности. Многообразие видов деятельности современного человека дало не только много положительных, результатов, но и породило столь же богатый набор его противоправных действий с различной степенью негативных последствий. Проявляются они в сфере экономики, финансов, политики, административной деятельности, давно уже пройдя ту грань, когда преступления совершаются отдельными людьми или их небольшими группами.

Причины преступного поведения людей очень многообразны и поэтому изучаются целым рядом наук, в частности, криминологией, юридической психологией. В качестве глобальной проблема стала восприниматься с тех пор, как обрела характер организованной и вышла за пределы отдельных государств. Международные синдикаты и другие объединения преступников, занимающиеся производством и сбытом наркотиков, игорным бизнесом, проституцией, торговлей трансплантантами и т.д. вовлекли в сферу своей деятельности миллионы граждан различных государств. Денежный доход от их операций составляет сотни миллиардов долларов.

Заключение

Осознание человечества как общепланетарного фактора происходит не только за счет позитивных аспектов его влияния на мир, но и через целый спектр негативных последствий техногенного пути развития. Глобальность этих проблем не позволяет их решать регионально, т.е. в плане одного или нескольких государств. В организационном плане решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегию использования знаний для предотвращения глобальных катастроф.

Глобальные проблемы во многом меняют сам подход к пониманию социального прогресса, заставили переоценивать те ценности, которые закладывались на протяжении всей истории цивилизации в ее основание. Для многих становится очевидным то, на что полстолетия назад обратил внимание академик В.И.Вернадский, который писал: «Человек впервые понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства, но и в планетарном аспекте». Такой обобщенный, общепланетарный взгляд на человека и его место в мире явился важным шагом к становлению глобального сознания на основе понимания человеком своей целостности. Следующий шаг состоит в нравственной переориентации людей, в осмыслении с этих позиций сложившейся ситуации и поиске практических путей выхода из нее.

Глобальные проблемы требуют от человечества духовного единения во имя спасения цивилизации. Они привели к необходимости качественных изменений в системах жизнеобеспечения общества и его ценностных ориентаций. Они требуют принципиально новых отношений между людьми, а также отношений людей к природе.

Список использованной литературы

1. Бессонов Б.Н. Философия. – М., 2004.

2. Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991.

3. Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.

5. Философия / Ред. Калашников В.Л. – М., 2003.

6. Философия / Ред. Лавриненко В.Н. – М., 2004.


Канке В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001.- 272 с.

Вернадский В.И., Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991. – 271 с.

Читайте также: