Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентные и неконкурентные способы определения исполнителя по государственному и муниципальному контракту Способ определения поставщика нефтепродуктов по 44 фз

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения - от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6-12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации - свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции - равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика - его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций - приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы - единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок - необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае - к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках - регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции - заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот - на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки - к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок - конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений - гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений - это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете - лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

1. Определение поставщика путем проведения электронных аукционов

Электронный аукцион - это способ закупки при котором сведения о закупке поступают от заказчика выбранной группе лиц с помощью публикации на сведений об осуществлении данного вида закупки и соответствующей для него документации.

При выборе данной формы закупки к участникам могут предъявляться общие и дополнительные правила, которые предусматриваются при участии на электронной площадке на основании ФЗ от 28.12.2013 под номером 396 ФЗ.

При процедуре проведения электронного аукциона плата за участие может быть взята только с того участника, с которым у оператора ЭТП был заключен контракт на осуществление закупки.

Чтобы стало возможным принимать участие в электронном аукционе для этого у участника должна иметься регистрация на определенной ЭТП. Если у участника ее нет, мы предоставляем . Чтобы получить регистрацию участнику необходимо будет заполнить и подать заявление, а также прикрепить к нему список документов, согласно п 2 ст 61 44 ФЗ.

После этого оператор площадки оформляет аккредитацию на ЭТП в течение 5 дней или же отказать в ее получение, но указав при этом причину отказа. Участник получает регистрацию на ЭТП и ее срок составляет 3 года.

Если же участник аукциона предоставляет обеспечение для участия в электронном аукционе , тогда он может принимать участие на всех аукционах, которые планируется проводить на указанной площадке.

Одной из самых важных задач для оператора ЭТП выступает ведение реестра участников электронного аукциона. В связи с этим от заказчика требуется публикация извещения в ЕИС о том, что был проведен электронный аукцион. Подробная пошаговая инструкция проведения электронного аукциона описана


Хотите побеждать в электронных аукционах и заключать выгодные контракты?

Обратитесь в наш "Центр", мы поможем выиграть в электронном аукционе!

3. Обоснование определения поставщика электронный аукцион

Когда вступил в действие порядок по обоснованию закупок были утверждены обязательные формы при формировании и исполнении плана закупок и плана-графика.

В форму-сопровождения графика заказчик может включать сведения о способе выбора поставщика и обосновать на основании каких доводов были приняты эти решения.

Обоснование способа определения поставщика предполагается ст 18 Закона о контрактной системе по 44 ФЗ. Его суть заключается в обосновании выбора той или иной процедуры, необходимо также чтобы данное решение носило соответствие закону.

Существуют особые органы, которые осуществляют аудит и контроль за исполнением данной функции. При правильном выборе способа осуществления процедуры происходит обоснование определения подрядчика.

Основными параметрами на основании которых происходит выбор вида закупки:

  • предмет контракта и его условия;
  • критерии по которым происходит выбор победителя;
  • оптимальные сроки.
Обязательно необходимо обосновывать способ выбора поставщика:

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

Все способы определения поставщика, которые можно использовать по 44-ФЗ, указаны в тексте этого закона. Применять другие виды процедур запрещено. Какие бывают типы закупок, расскажем в материале.

Существует несколько классификаций. Способы определения поставщика делятся на электронные и бумажные, закрытые и открытые, конкурентные и неконкурентные. Также выделяют 2 вида конкурсов: двухэтапный и с ограниченным участием.

Все способы закупок перечислены в ст. 24 Закона о контрактной системе.

Конкурентные способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Под конкурентными процедурами подразумевают те, в которых участники соревнуются между собой за право заключить выгодный контракт с заказчиком. Главная задача таких закупок - предоставить равные права поставщикам, а основной итог - снижение начальной цены.

Виды процедур различаются:

  • условиями, при которых заказчик вправе их выбрать;
  • порядком подачи заявок;
  • сроками размещения документов и оценки предложений участников;
  • критериями определения победителя.

Итак, среди конкурентных процедур выделяют:
✔ конкурсы;
✔ аукционы;
✔ запросы котировок;
✔ запросы предложений.

Аукцион всегда проводился в электронной форме. А с 2018 года в нее перевели конкурсы, запросы котировок и предложений. Уже с 2019 года проводить их в электронном заказчики должны будут в обязательном порядке.

Бумажными останутся:
✔ закупки за рубежом;
✔ некоторые запросы котировок на поставку продовольствия, средств для скорой медпомощи, лекарств и топлива;
✔ запросы котировок на гуманитарную помощь или ликвидацию последствий ЧС;
✔ некоторые закрытые процедуры;
✔ закупки у единственного поставщика;
✔ процедуры из специального списка Правительства.

Сроки для всех конкурентных закупочных процедур

☆ Что поменять при переходе с бумажных на электронные способы закупки;
☆ Почему в Карту вошли сроки по устаревающим бумажным способам;
☆ Что уникального в Карте сроков, чего нет больше нигде:

Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время - один день - на прохождение Казначейского контроля.

Неконкурентные способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Неконкурентный вид процедур только один - закупка у единственного поставщика. Ей посвящена ст. 93 Закона о контрактной системе. Она содержит ограниченный перечень случаев, когда можно закупать у едпоставщика.

В некоторых из них заказчик должен уведомить о процедуре контрольный орган в сфере госзаказа, к уведомлению прикладывается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ

Отличие закрытых процедур в том, что сведения о них сообщают не всем желающим, а ограниченному кругу лиц - потенциальных поставщиков. Это те компании, физлица и ИП, которые способны выполнить условия договора и соответствуют всем требованиям заказчика.

Закрытые способы проведения закупок применяются, если:

  • сведения о закупаемом товаре, услуге или работе составляют гостайну;
  • данные о госнуждах составляют гостайну;
  • проводится закупка услуг по страхованию, транспортировке и охране государственных (драгоценных металлов и камней), коллекций музеев, редких изданий и т.п.;
  • проводится закупка клининговых услуг или услуг водителей для нужд судей или судебных приставов;
  • проводится закупка для нужд предприятий оборонной отрасли.

Как выбрать способ определения поставщика по 44-ФЗ

При выборе способа осуществления закупки по 44-ФЗ нужно пользоваться следующими критериями:

  • предмет и условия контракта;
  • НМЦК;
  • критерии установления победителя и т.д.

Свой выбор придется обосновать. Обоснование способа определения поставщика дается в плане-графике. О том, как правильно его составлять, говорится в постановлении Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. К примеру, если вы проводите аукцион, дайте ссылку на перечень продукции, которая может закупаться только таким способом, из распоряжения Правительства от 21.03.2016 № 471-р.

Как правильно выбрать способ закупки

Если вы ошибетесь в выборе способа закупки - контролер аннулирует результаты. Оспорить его решение будет очень сложно. И дело не только в аукционном перечне распоряжения 471. Вы уверены, что знаете все факторы, которые влияют на способ закупки? Тогда пройдите тест. Ваша задача - сделать выбор между конкурсом, аукционом и неконкурентной закупкой. Щелкните на вариант, который кажется вам правильным, и смотрите, ошиблись вы или нет. Пояснение к правильному ответу читайте ниже.

Неправильно выбран способ определения поставщика по 44-ФЗ

О штрафах за неверно выбранный способ определения поставщика по 44-ФЗ говорится в статье 7.29 КоАП РФ. За выбор процедуры, несоответствующей требованиям закона, должностное лицо может получить штраф до 30 тыс. руб. Отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб.

Если заказчик решил провести конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, в том числе закрытого типа, а также закрытых аукцион в не предусмотренных законом случаях, ему дадут 50 тыс. руб. штрафа. Такая же санкция установлена за нарушение порядка согласования с госорганом применения закрытой процедуры.

Способы определения поставщика по 44-ФЗ: таблица

Способ В каких случаях применяется Особенности
Конкурс Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям. Приоритетный способ закупки. Может проводиться в закрытой и открытой форме, а также с ограниченным участием. Может быть двухэтапным
Запрос предложений В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях, в частности:
  • при закупках спортинвентаря;
  • при закупке лекарственных препаратов;
  • если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся.
Победителем признается участник, направивший окончательные предложение, которые наилучшим образом соответствует требованиям заказчика
Запрос котировок Если победителя выбирают по одному критерию - цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. руб. Объем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не должен превышать 100 млн руб.
Аукцион При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р Начальная цена договора постепенно снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить договор по более низкой цене. Может проводиться в закрытой и открытой форме.
Закупка у единственного поставщика В установленных в ст. 93 44-ФЗ случаях, в частности:
  • при закупках до 100 тыс. руб.;
  • при закупке услуг лечения россиянина за рубежом;
  • при закупке у субъектов естественных монополий.
Заказчики проводят такие закупки двумя способами:
  • направляют предложение заключить договор одному участнику;
  • принимают предложение об условиях договора только от одного участника.

Что относится к конкурентным способам определения поставщика, а что не относится, какие виды конкурентных способов закупок существуют, подробно рассмотрим каждый и рассмотрим, когда и какой способ лучше использовать.

Способ определения поставщика по 44-ФЗ

Для закупки товара заказчик может применять конкурентные способы закупки, либо же закупки у единственного поставщика. Конкурентные способы закупки по 44-ФЗ - это все варианты конкурсов, аукционов, запросы предложений и запросы котировок. Для осуществления конкурентной закупки необходимо провести закупочную процедуру, предварительно занеся ее в план-график, указав детали.

Закупки у единственного поставщика – это способы, указанные в статье 93. При осуществлении таких закупок проведения долгих процедур не предусмотрено. Для большинства из них даже не требуется индивидуального внесения в план-график (кроме естественных монополий – электричество, водоотведение и тд). Они просто заносятся во вкладку особые закупки по строкам (по п.4, по п.5 статьи 93 и тд).

Что относится к конкурентным способам закупки

Конкурентные способы определения поставщика подрядчика исполнителя проводятся с целью обеспечения прозрачности, гласности закупок, соблюдения закона о конкуренции, а также для достижения максимальной экономии при расходовании бюджетных денег.

Под открытым электронным конкурсом понимается способ определения поставщика подрядчика исполнителя при котором информация о нем сообщается всем желающим.

Как заказчику выбрать правильный способ закупки?

Спросите умного помощника в сервисе Ассистент заказчика.
1. Получите демо-доступ,
2. Укажите ОКПД2 продукции и параметры будущей закупки (ответьте на вопросы),
3. Узнайте возможные способы проведения в вашем случае и обоснования к ним.

Использовать сервис

В ЕИС публикуется извещение и конкурсная документация. Для разработки документации заказчик может привлечь спецорганизацию. При проведении конкурса с ограниченным участием требования те же самые, но победителю и участникам необходимо пройти предквалификационный отбор . При проведении двухэтапного конкурса заказчик может установить дополнительные требования. Побеждает участник, прошедший отбор на первом этапе и предложивший лучшие условия исполнения по итогам второго этапа.

Закрытые конкурсы применяются заказчиками, работающими в сфере обороны страны и обеспечения безопасности (в ПП №223 от 28.09.2019 можно ознакомиться с такими заказчиками), либо когда речь идет о государственной тайне. Конкурсные предложения рассылаются закрытому кругу поставщиков. Победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта (кроме двухэтапного).

Следующий конкурентный способ определения поставщика – это электронный аукцион . Открытый аукцион является приоритетным способом определения поставщика. При его проведении информация сообщается неограниченному кругу лиц, а торги проходят на электронных площадках (на данный момент их восемь). Закрытые аукционы используются, когда речь идет о государственной тайне, ценностях Госфонда, ценностях, имеющих культурное значение. Победителем аукциона будет участник, предложивший самую низкую цену.

Нужно сказать, что иногда некоторые подведомственные организации объединяются и проводят совместные конкурсы и аукционы (например поставка хлеба для нескольких больниц, организуемая министерством здравоохранения).

Следующий вид – запрос котировок в электронной форме . Информация находится в ЕИС в свободном доступе. Заказчик размещает только извещение. Срок окончания подачи заявок – не ранее, чем через 5 рабочих дней с даты размещения извещения. Начальная цена процедуры, проводимой таким способом, не может превышать 500 тысяч рублей, а сумма за год должна составлять не более 10% СГОЗа заказчика. Побеждает участник, предложивший наименьшую цену закупки. Проведение торгов не предусмотрено.

У заказчика есть выбор: провести конкурентную процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки заказчик выбирает самостоятельно. Для этого руководствуйтесь положениями Закона № 44-ФЗ.
Заказчикам, которые ошибутся при выборе способа закупки, грозит штраф. Читайте, как правильно выбрать закупочную процедуру.

Последний вид – это запрос предложений . Информация сообщается неограниченному кругу лиц. В ЕИС размещаются извещение и документация. Побеждает участник, чье окончательное предложение больше всех удовлетворяет потребности заказчика в ТРУ, описанные в требованиях. Запрос предложений можно использовать, если закупается инвентарь и экипировка для сборных команд РФ; лекарства, жизненно необходимые пациенту при наличии медицинских показаний и в соответствии с некоторыми другими пунктами статьи 83. Также заказчики могут использовать данный способ, если проводимые до этого электронные конкурсы и аукционы признаны несостоявшимися по всем предусмотренным основаниям. Запрос предложений – единственная процедура, отмена которой невозможна.

Также следует напомнить, что заказчику желательно проводить максимально возможное количество конкурентных процедур для СМП и СОНКО, так каждый год до первого апреля года, следующего за отчетным, необходимо сдать отчет о закупках у данной категории. С 2019 года несостоявшиеся процедуры также включаются в расчет.

На федеральном уровне выделено сразу несколько методов ведения закупочной деятельности. Заказчик вправе использовать при определении контрагента конкурс, аукцион, запрос предложений или котировок. В отдельных случаях допускается заключение договора с единственным поставщиком. Законом предусмотрен ряд подвидов процедур. Каждый из способов обладает спецификой и регулируется отдельными нормами.

Получить полное представление о системе позволяет комплексная оценка правовых актов. Квалифицированные юристы подготовили сравнительную характеристику по базовым критериям.

Условия проведения процедуры

Право на выбор той или иной формы закупки принадлежит заказчику. Однако это не освобождает от необходимости придерживаться определенных правил. Для каждого из методов установлены основания:

Открытый конкурс

Его проводят без ограничений по начальной цене контракта. Исключения перечислены во второй части закона 44-ФЗ. Препятствием является необходимость организации конкурса с ограниченным участием, двухэтапной процедуры или электронного аукциона.

Не допускается выбор поставщика в этой форме, если есть прямая ссылка на запрос котировок, предложений или применение одного из закрытых способов закупки.

Электронный аукцион

Ограничений не установлено. Обязанность выбрать метод появляется в случае приобретения продукции, услуг или работ, включенных в правительственный перечень 2019-р. Субъекты РФ также могут формировать свои списки.

Запрос котировок

Метод подходит для проведения закупок на сумму до 500 000 рублей. При этом стоимость контрактов не должна превышать 10 % от выделенного заказчику финансирования на отчетный период.

Запрос предложений

Перечень случаев использования способа четко определен закона 44-ФЗ. Запрос предложений возможен при приобретении спортивного оснащения для параолимпийских и олимпийских команд, лечении граждан за границей, признания конкурсной процедуры несостоявшейся, а также в прочих специфических случаях. Список, приведенный в законе, расширительному толкованию не подлежит.

Способ применяют при сотрудничестве с естественными монополиями или выполнении мобилизационных работ. Договор в рамках закона 44-ФЗ заключают при наличии соответствующего распоряжения Правительства, Президента или иного уполномоченного органа России. Привлечение единственного поставщика возможно также в следующих случаях:

  • освоение небольших сумм – до 100 000 рублей;
  • выполнение специфических работ, право выполнения которых предоставлено конкретному лицу или организации;
  • покупка билетов культурных, зрелищных, театральных объединений;
  • прочее.

Перечень статьи включает 46 позиций.

Сроки закупочной процедуры

Другим важным критерием сравнительной характеристики стали временные рамки. Сроки исчисляются в календарных днях.

Открытый конкурс

Разместить сведения в единой информационной системе необходимо за 20 дней до фактического вскрытия конвертов (доступа к заявкам на виртуальной торговой площадке). Любые корректировки необходимо делать за 5 суток до перехода к следующему этапу. При этом вносить изменения в объем закупки или размер обеспечения нельзя.

Электронный аукцион

Требования закона мягкие. Заказчику предоставляется право публиковать извещение за 7 суток до открытия доступа к заявкам. Если сумма договора превышает 3 миллиона рублей, этот период увеличивают до 15 дней. Дополнения и корректировки в документацию вносят за 2 дня до изучения заявок, либо ранее. Организаторы аукциона обязаны соблюдать запрет на изменение объемов закупки, а также увеличение обеспечения.

Запрос котировок

Заказчику следует ориентироваться на стандартный недельный срок. Однако в некоторых случаях период сокращают до 4 суток. К таковым относят закупку средств оказания неотложной помощи (ст. 76 закона 44-ФЗ) или договоры с суммой до 250 000 рублей. Корректировки вносить можно во все пункты за исключением объекта закупки. Последние изменения могут быть внесены за 2 дня.

Запрос предложений

Способ предполагает минимальный срок. Извещение публикуют за 5 дней до оценки предложений. Возможность изменения документации не предусмотрена.

Закупка у единственного поставщика

Извещение размещают в ЕИС в установленных законом случаях. Информация должна появиться в единой базе за 5 дней до подписания соглашения. О внесении корректировок в законе не упоминается.

Парламентарии установили специфические требования к содержанию извещений. Правила разработки закупочной документации определены для каждого способа отдельно. Наиболее простым по этому критерию является сотрудничество с единственным поставщиком. Максимум правил и указаний адресовано организаторам открытого конкурса и аукциона.

Размер и порядок предоставления обеспечения

Третьим критерием сравнительной характеристики стала система гарантий. Юристы проанализировали требования к обеспечению заявок и контрактов.

Открытый конкурс

При подаче заявки участник обязан внести залог или предоставить на сумму от 0,5 до 5 % начальной стоимости заказа. Лица, отнесенные законом к льготным категориям, вправе ограничится обеспечением в 2 % (ст. 44 закона 44-ФЗ). Гарантия исполнения контракта устанавливается в рамках от 5 до 30 %.

Снижение в ходе торгов НМЦ на ¼ и более является основанием для увеличения обеспечения в 1,5 раза. При этом закон предусматривает повышенные ставки при заключении соглашений с крупным авансом или гонораром, превышающим 30 миллионов рублей.

Электронный аукцион

Если общая стоимость закупки находится в пределах 3 миллионов рублей, размер обеспечения заявки составляет 1 %. В остальных случаях применяется правило расчета, используемое при проведении открытого конкурса. Общие принципы распространяются и на установление обеспечения по контракту.

Запрос котировок

Подача заявки не требует предоставления каких-либо гарантий. Закупка до 500 000 рублей может производиться без условий об обеспечении, а вот превышение стоимостного лимита влечет необходимость применения общих принципов.

Запрос предложений

Правила об обеспечении заявок и контрактов не применяются. Исключением служит запрос предложений, проводимый в результате признания аукциона, либо конкурса несостоявшимися. В этом случае реализуют общий механизм. Потребовать гарантий надлежащего выполнения контракта необходимо, если заказ размещают повторно – после расторжения с недобросовестным исполнителем.

Закупка у единственного поставщика

Заявку принимают и рассматривают без каких-либо гарантий со стороны потенциального контрагента. Обеспечение договора не требуется в следующих ситуациях:

  • приобретение ценностей на сумму до 100 000 рублей;
  • заключение соглашения с образовательными и культурными организациями в пределах 400 000 рублей;
  • сотрудничество с коммунальными службами.

Полный перечень перечислен в закона 44-ФЗ.

Сравнительная характеристика проведена по основным критериям. Дополнительно оценить способы выбора поставщика можно по правилам оценки заявок, порядку заключения договора или принципам определения победителя. В любом случае наиболее жесткими будут требования к проведению конкурсов и аукционов.

Связан такой подход с правовым значением процедур. Именно эти способы признаны ключевыми. Отказаться от их использования заказчик вправе лишь при наличии указанных в законе обстоятельств.

Читайте также: