Один секрет от лизинговой… от лизинговой такой компании. Словарь терминов Маржа лизинга

Анализ лизинговых операций завершается оценкой их экономической эффективности. При этом, определяется величина номинального и реального, фактически полученного дохода от лизинговых операций. Доход от них представляет собой сумму фактически полученной арендной платы от арендаторов.

Вспомним, что же входит в состав арендной платы:

Сумма амортизации арендуемого имущества;

Доход лизингодателя за услуги, что предоставляются (лизинговая маржа);

Страховая премия.

Из этой схемы видно, что доход от лизинговых операций равен разнице между суммой фактически полученной арендной платы и суммой начисленной амортизации на лизинговое имущество, а сумма дохода - сумме фактически полученной арендной платы. Следовательно, чтобы рассчитать уровень доходности лизинговых операций, можно воспользоваться следующими формулами:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы - делится на сумму лизингового имущества.

Кроме того:

Доход (от лизинговой операции)= сумма фактически полученной арендной платы - делится на сумму лизингового имущества, что находится на балансе банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры) либо предприятия.

Для расчета уровня рентабельности лизинговых операций

используется следующая формула:

Рентабельность (лизинговой операции) = Доход (от лизинговой операции) - делится на сумму начисленной амортизации на лизинговое имущество.

Прибыльность лизинговых операций

равна соотношению между суммой доходов от лизинговых операций и суммой имущества, переданного в аренду:

Прибыльность лизинговых операций =

сумма доходов от лизинговых операций - делится на сумму имущества, переданного в аренду.

Обобщающим показателем значимости лизинговых операций в получении прибыли - удельный вес дохода от лизинговых операций в общей сумме дохода (Удох.лиз):

Удельный вес дохода от лизинговых операций = сумма доходов от лизинговых операций - делится на сумму общих доходов банка (при участии в лизинговой операции банковской структуры), либо предприятия.

Кроме того, в процессе анализа лизинговых операций используется такой показатель, как целесообразность проведения этих операций. Показатель определяется через сопоставление удельного веса доходов (или прибыли) от лизинговых операций в общей сумме доходов (или прибыли) с удельным весом лизинговых операций в общей сумме актива баланса. Если значение вклада лизинговых операций в общее дело получение прибыли больше, чем их удельный вес в активах, то это свидетельствует о сравнительно высокой эффективности этих операций.

Анализ лизинговых операций осуществляется в динамике, а также по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Рассмотрим на примере методику анализа эффективности лизинговых операций.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ:

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Абсолютные отклонения

1. Стоимость лизингового имущества на балансе на начало периода, тыс. р

2. Стоимость лизингового имущества на балансе на конец отчетного периода, тыс. р

3. Средняя стоимость лизингового имущества за период, тыс. тыс. р (стр. 1 + ряд. 2) : 2

4. Среднегодовая стоимость имущества, фактически переданного в аренду, тыс. р

5. Сумма начисленной амортизации по лизинговому имуществу, всего за период, тыс. р

6. Сумма арендной платы, подлежащей взысканию с арендаторов, тыс. р

7. Сумма арендной платы, которая фактически полученная от арендаторов, тыс. р

8. Доход от лизинговых операций, тыс. р (стр. 6 - ряд. 5)

9. Доходность лизинговых операций (Д1), % (стр. 6: ряд. 4)

10. Доходность лизинговых операций (Д2), % (стр. 6: ряд. 3)

11. Рентабельность лизинговых операций, % ((стр. 6 - ряд. 5) : ряд. 5)

12. Доходность лизинговых операций, % ((стр. 6 - ряд. 5) : ряд. 4)

13. Доходы, всего, тыс. р

14. Удельный вес доходов от лизинговых операций в общих доходах, % (стр. 6: ряд. 14)

15. Коэффициент полноты получения дохода, % (стр. 7: ряд. 6)

16. Доля прибыли от лизинговых операций в доходах от лизинговых операций, % (стр. 8: ряд. 6)

08:03 18.03.2014

Пока реальный сектор продолжает стонать от процентов по рублевым кредитам, в лизинге дела обстоят отнюдь не лучше. Оно и понятно. Чтобы предоставить предмет в финансовую аренду за белорусские рубли, необходимо эти рубли где-то взять.

Обычно белорусские рубли берут не в прибалтийских, а в белорусских банках. Лизинговые компании пользуются теми же кредитными средствами, что и предприятия реального сектора. Конечно, если лизингодатель - постоянный клиент белорусского банка, то последний «с радостью» сделает для него скидку в 1-2%.

Но пара процентов совсем не облегчит участь лизингополучателя. Их вообще может скрыть маржа лизинговой компании - жить-то все хотят. И тогда на выходе ставка по лизингу будет равна ставке по кредиту плюс 2 или 4% маржи лизинговой компании. Пусть это будут условные 42% годовых.

Такую ставку можно встретить в некоторых лизинговых компаниях Беларуси, которые называются банковскими.

Предположим, что вам повезло, и вы нашли некую лизинговую компанию при банке, которая предложила вам 42% годовых. Берем весы и начинаем взвешивать все «за» и все «против».

Лизинг для самых храбрых

Пусть нам необходимо купить сервер (такой большой-большой и очень мощный компьютер) SunFire E2900В, который предлагается белорусскими компаниями за 1,182 млрд рублей с НДС.

Например, мы согласовали с лизинговой компанией договор на 2 года и авансовый платеж в 20%, но здесь необходимо помнить, что размер этого платежа может составить и 25, и даже 30%. Как договоритесь.

Мы единовременно платим лизингодателю 236,5 млн рублей, а потом осуществляем ежемесячные дифференцированные платежи . В первый месяц мы заплатим 78,6 млн, последний лизинговый платеж, через два года - только 41 млн. Но и это еще не все.

Классически останется выкупной платеж в 1% от стоимости оборудования - 11,82 млн белорусских рублей.

В итоге, через 24 месяца, сервер перейдет в вашу полную собственность. Что мы будем иметь на выходе, кроме устаревшего компьютерного железа? Оборудование обойдется в 1,684 млрд. Переплата составит 502 млн рублей с хвостиком, или 42,5%. Идем дальше.

Псевдодоллары спасут мир?

Если перевести стоимость нашего сервера SunFire E2900В в доллары, то она составит 121 тысячу. Условия остаются теми же, что и при лизинге в рублях: 20% аванса, 1% остаточной стоимости, дифференцированная система погашения. Но…

Переплата будет 25 тысяч псевдодолларов, или 20,2%.

Не надо быть финансовым гением, чтобы понять, что сравнивать 42,5 и 20,2% удорожания сервера, комбайна или молекулярной мясорубки бессмысленно. Хотя предложения лизинга в белорусских рублях существуют.

Если вы позвоните в лизинговую компанию и станете настаивать на лизинге именно в белорусских рублях, с вами вряд ли станут спорить. Желание клиента - закон. И оборудование в лизинг вам передадут.

Нам поможет только девальвация

Какие же существуют доводы в пользу рублевого лизинга?

Как ни странно, это возможность все той же пресловутой скачкообразной девальвации. Житейский расчет прост. Вы берете сервер стоимостью в 121 тысячу долларов в феврале 2014. Цена оборудования в белорусских рублях составляет 1,182 млрд и закрепляется в договоре.

Если в начале июля этого года курс белорусского рубля вдруг обесценится на 250%, вы окажетесь в тех же финансовых условиях, что и компания, которая взяла этот же сервер в лизинг за псевдодоллары.

Если курс белорусского рубля поведет себя так же, как и в 2011 году, вы даже останетесь в выигрыше. Но кто сказал, что можно войти в одну и ту же воду дважды?

Два страшных кошмара лизингополучателя

Правда, во всей этой кажущейся простой житейской схеме есть несколько тонких мест.

Внимательно читайте текст лизингового договора. Если лизингодатель брал кредит в банке под плавающий процент, это обязательно найдет отражение и в вашем договоре. Лизинговая ставка, раз уж вы все-таки решаетесь на лизинг в белорусских рублях, должна быть фиксированной.

Поясним немного. Фиксированной ставка будет в том случае, если в тексте документа черным по белому прописано: «Ставка равна 42%. И не может изменяться в будущем».

Когда договор украшен фразами: «Ставка равна 1,79 ставки рефинансирования» или «Лизинговая ставка в первый месяц 42%, а в последующие - формируется по согласованию сторон», - лучше не тратить чернила в своей ручке на подписание такой бумаги. Потом придется пожалеть.

Но и на этом страшные истории для лизингополучателя не кончаются. Если все-таки вы подписали договор с фиксированной ставкой, расслабляться не стоит. Банк, выдавший кредит лизинговой компании, вполне может попросить ее чуть-чуть подвинуться, на 5 - 10%.

«Слышишь, кузен - лизингодатель. Как финансист - финансисту. Времена сейчас тяжелые, кредиты выдавать запрещают, депозиты население не несет. Давай мы тебе поднимем ставку по кредиту на 7%, как тому игрушечному заводику, который обанкротился позавчера».

После таких слов обычно идет игра нервов: кто кого… И если лизинговая компания поднимает лапки вверх, потом она опускает их вниз и набирает ваш телефонный номер: «Здравствуйте. Времена сейчас тяжелые…»

Однако признаем, что это совсем уже крайний случай. Форс - мажор.

Биссектриса, которая рушит надежды

Вернемся к тем счастливчикам, кто в отличие от нас, заключил договор лизинга в псевдовалюте.

Напомним, что сделка в псевдодолларах подразумевает - все выплаты вы будет производить белорусскими рублями по курсу Национального банка на день оплаты. Здесь и кроется червоточина.

Многие эксперты отмечают, что девальвация в Беларуси уже идет. И называется плавной девальвацией. Если присмотреться к росту курса доллара, то он, повинуясь какой-то волшебной палочке, не иначе как Гарри Поттера, растет с завидной педантичностью, на 10 рублей за день работы биржи. Посмотрим, что станет с курсом доллара при таком «биржевом» ускорении через 24 месяца.

Полученная «биссектриса» свидетельствует о том, что, если события и дальше будут развиваться так, как они развивались последние полгода, в феврале 2016 курс доллара вплотную приблизится к отметке в 15 тыс. Или вырастет на 53%.

При таком развитии событий юридические лица, которые взяли в лизинг за псевдодоллары сервер SunFire E2900В, заплатят примерно 1,7 млрд белорусских рублей. Сложные многостраничные расчеты мы опустим. Но если не отбрасывать погрешности с курсовой разницей, то размер лизинговых платежей такой же, как и в случае лизинга в белорусских рублях.

И получается та же коллекция рогов на стене. Только вид - в профиль.

Поэтому и сторонникам сделок в белорусских рублях, и сторонникам сделок в псевдовалюте следует еще раз вспомнить, что лизинг выгоден не размером ставки (хотя она тоже имеет значение), а возможностями амортизации и налоговыми льготами.

Во время написания статьи были использованы приближенные математические модели, которые не учитывают отдельных нюансов, вроде необходимости страховки, возможных изменений в законодательстве, банкротства банка, выдавшего кредит лизинговой компании, и наличия високосного года. Впрочем, все эти факторы также не учитываются и лизинговыми компаниями при составлении графиков платежей, которые они предлагают на рассмотрение своим клиентам.

Все экономические прогнозы, сделанные в статье, не являются прогнозами в полной мере, так как использованы для моделирования ситуаций, которые могут произойти с некоторой вероятностью или не произойти вовсе.

Объем нового бизнеса за январь – сентябрь 2017-го составил около 710 млрд рублей, что превышает на 58% показатели аналогичного периода прошлого года (см. график 1). Стоит отметить, что за III квартал текущего года стоимость имущества, переданного в лизинг / аренду, достигла 285 млрд рублей, что на 63% выше результатов июля – сентября прошлого года. Согласно анкетированию лизинговых компаний, увеличение объемов лизингового бизнеса за 9 месяцев 2017 года показали две трети респондентов, которые в совокупности по объему лизингового бизнеса составляют более 90% рынка. При этом ни для одного лизингодателя из топ-20 не была характерна отрицательная динамика объемов нового бизнеса. Причиной столь активного роста рынка стало исполнение государственных программ по субсидированию лизинга / аренды отдельных видов транспорта на фоне реализации отложенного спроса со стороны клиентов. Действие госпрограмм льготного лизинга обеспечило поддержку, прежде всего, транспортным сегментам, доля которых за 9 месяцев 2017-го достигла в объеме нового бизнеса около 78% против 72% годом ранее.

Стоит отметить, что за счет госпрограмм по субсидированию лизинга / аренды, прежде всего, отечественной авиатехники и автотранспорта рынок вырос на 160 млрд рублей, что составляет около 23% нового бизнеса. Таким образом, прирост лизингового рынка без учета государственных программ поддержки, по нашим оценкам, составил бы около 53%.

Подтверждением того, что лизинговый рынок перешел от восстановления к росту, служит не только позитивная динамика объема нового бизнеса, но и то, что впервые с докризисного 2013 года численность сотрудников лизинговых компаний стала расти. По оценкам RAEX (Эксперт РА), основанным на результатах анкетирования, на 01.10.2017 численность персонала лизинговых компаний составляет не менее 11 300 человек, что на 15% больше, чем годом ранее (см. график 2).

Сумма новых договоров лизинга за январь – сентябрь 2017-го составила более 1,1 трлн рублей против 680 млрд рублей годом ранее, а объем лизингового портфеля на 01.10.2017 достиг 3,3 трлн рублей (см. таблицу 1). Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2017-го составил 680 млрд рублей, что немногим больше показателя прошлого года. Среднее отношение полученных лизинговых платежей к портфелю по состоянию на 01.10.2017 составило 43% против 44,2% на 01.10.2016. Средняя оборачиваемость портфеля у компаний, специализирующихся на розничных сегментах, сохранилась на уровне прошлого года (около 46–47%), однако у лизингодателей, работающих с крупным и дорогостоящим оборудованием, этот показатель снизился с 30 до 23%. Причиной снижения данного уровня стало активное наращивание в последние два года сделок с оперативным лизингом, при котором арендные платежи распределены неравномерно, и основная часть долга приходится на конец договорных сроков. Кроме того, у ряда крупных игроков в портфеле присутствовали проблемные клиенты, невыплаты которых привели к падению потока лизинговых платежей. В этой связи на протяжении 2016–2017 годов были расторгнуты договоры с проблемными клиентами, что привело к кратковременной просадке размера портфеля у отдельных лизинговых компаний.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 9 мес. 2014 г. 2014 г. 9 мес. 2015 г. 2015 г. 9 мес. 2016 г. 2016 г. 9 мес. 2017 г.
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб. 522 680 385 545 450 742 710
-10,4 -13,2 -26,2 -19,9 16,9 36,1 57,8
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. 754 1 000 590 830 680 1150 1 140
Темпы прироста (период к периоду), % -19,8 -23,1 -21,8 -17 15,3 38,6 67,6
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 61 66 68 66 62 62 68
Индекс «розничности», % 1 45 44 45 44 50 45 48
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 550 690 465 750 670 790 680
Объем профинансированных средств, млрд руб. 505 660 400 590 550 740 635
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. 2 950 3 200 2 950 3 100 2 900 3 200 3 300
ВВП России (в текущих ценах, по данным Росстата), млрд руб. 57 277 79 200 60 393 83 233 61 967 86 044 64 912,3
Доля лизинга в ВВП, % 0,9 0,9 0,6 0,7 0,7 0,9 1,1

Источник:

Индекс розничности, рассчитанный как сумма долей розничных сегментов, в объеме нового бизнеса снизился с 50% за январь – сентябрь 2016-го до 48% относительно аналогичного периода текущего года. Сокращение индекса обусловлено существенным увеличением объема нового бизнеса в крупных сегментах, что привело к росту средней суммы лизингового договора с 6,2 млн рублей до 8,8 млн рублей. При этом количество заключенных лизинговых договоров в течение 9 месяцев 2017 года, по оценкам агентства, составило не менее 130 тыс. (см. график 3).

Объем профинансированных средств за 9 месяцев 2017-го вырос на 15% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Помимо увеличения объема в источниках фондирования произошли структурные изменения. Так, за рассматриваемый период доля банковских кредитов в структуре профинансированных средств снизилась на 4 п. п., до 56,6%, однако кредиты по-прежнему остаются ключевым источником финансирования лизинговых сделок. В течение первых 9 месяцев 2017-го отмечается, что лизингодатели в большей степени стали опираться на авансовые платежи, доля которых составляет 14,4% (+2,2 п. п. к аналогичному периоду прошлого года), а доля собственных средств, напротив, сократилась на 2,5 п. п., до 10,6%. Доля облигаций в структуре профинансированных средств достигла 10,5%, стоит учитывать, что данный уровень во многом обеспечен компанией «ГТЛК», которая активно использует облигационные выпуски для финансирования лизингового бизнеса. Без учета «ГТЛК» доля облигаций в источниках финансирования лизинговых сделок за 9 месяцев 2017-го составила бы 4,3%, что незначительно превосходит прошлогодний уровень (см. график 4).

Согласно анкетированию лизинговых компаний, средний уровень маржинальности 2 лизингового бизнеса по итогам 9 месяцев 2017-го составил 4,3%, что соответствует уровню 2014 года. Возвращение маржи к докризисному уровню свидетельствует о снижении опасений лизингодателей в отношении своих клиентов, лизинговые компании стали в меньшей степени закладывать кредитные риски в лизинговый процент. Самую высокую маржу показали компании, специализирующиеся на строительной технике, легковом и грузовом автотранспорте (максимальная маржа достигает 14%). Самая низкая разница между стоимостью привлеченных и размещенных средств (около 1,5–2%) характерна для компаний, работающих с лизингом ж/д и авиатехники. Маржинальность бизнеса лизингодателей, собственниками которых являются иностранные собственники, упала за последние три года на 2,3 п. п., до 3%. Как правило, лизингодатели при иностранных структурах работают с импортным оборудованием, которое значительно подорожало из-за девальвации рубля, что вынудило лизинговые компании снизить размер маржи ради сохранения клиентской базы. Стоит отметить рост маржи лизинговых компаний при российских банках (+1,4 п. п., до 4,6%), что во многом связано с лагом по пересмотру процентной ставки по лизингу после снижения ставок по привлеченным кредитам лизинговой компании. Поэтому снижение ставки Банка России еще не отразилось в полной мере на стоимости лизинга.

Динамика и структура оперативного лизинга

За январь – сентябрь 2017-го объем оперативного лизинга составил около 147 млрд рублей, что на 263% больше результатов аналогичного периода прошлого года. Кроме того, объем оперлизинга, достигнутый за 9 месяцев текущего года, является максимальным за всю историю российского рынка лизинга. В целом по итогам первых трех кварталов 2017-го на аренду пришлось около 21% объема нового бизнеса против 12% годом ранее (см. график 6). Доля аренды в лизинговом портфеле также существенно выросла до 17,4% на 01.10.2017 против 5,3% на 01.10.2016.

Концентрация на лидерах в новом бизнесе оперативного лизинга значительно выше, чем в финансовом: так, на долю топ-3 арендодателей приходится 72% рынка (см. таблицу 2), при этом доля трех крупнейших компаний в финансовом лизинге составляет 37%. Высокий уровень концентрации рынка на ограниченном круге лизинговых компаний связан со спецификой оперлизинга, который в большей степени востребован крупными клиентами. Данный вид лизинга востребован корпоративными клиентами, так как позволяет более гибко управлять транспортным парком в условиях нестабильности и не обязывает выкупать имущество по окончании договора.

Таблица 2. Топ-10 лидеров по объему оперативного лизинга

Наименование компании Новый бизнес по оперативному лизингу / аренде за 9 мес. 2017 г., млн руб. Доля оперативного лизинга в новом бизнесе ЛК, % Доля компании на рынке оперативного лизинга, %
1 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 55 536 54,5 37,8
2 «ВЭБ-лизинг» 25 677 45,5 17,5
3 Государственная транспортная лизинговая компания 24 810 27,4 16,9
4 «ТрансФин-М» 14 269 58,9 9,7
5 «РЕЙЛ1520» (ГК) 7 841 100 5,3
6 «Транслизинг-сервис» 6 065 100 4,1
7 «Мэйджор Лизинг» 1 356 18,0 0,9
8 «Газпромбанк Лизинг» (ГК) 1 055 4,8 0,7
9 «Опцион-ТМ» 582 59,2 0,4
10 «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 329 6,3 0,2

Источник: RAEX (Эксперт РА), по результатам анкетирования ЛК

Сегмент оперативного лизинга по итогам 9 месяцев 2017 года преимущественно формируют ж/д и авиатехника, на данные сегменты в совокупности приходится около 97% всей аренды (см. график 7). Поддержку оперлизингу воздушных судов в 2017 году, прежде всего, оказало субсидирование государством арендных платежей. «Без господдержки по субсидированию аренды отечественных самолетов региональная авиация будет нежизнеспособна. Во всем мире она, так или иначе, поддерживается государством. Другой вопрос в том, что меры государственной поддержки не должны расслаблять производителей, которым следует стремиться к снижению себестоимости», – отмечает Владимир Добровольский , заместитель генерального директора по работе с клиентами ПАО «ГТЛК».

В операционной аренде использование предмета лизинга ограничивается сроком договора, что дает возможность лизингополучателю быстро заменить технику в случае ее морального устаревания. Кроме того, снижение процентных ставок, обусловленное пересмотром ключевой ставки Банка России, будет способствовать повышению привлекательности оперлизинга. «По мере снижения процентной ставки растет эффективность применения лизинга, так как снижается процентная нагрузка по всей инвестиции, – отмечает Кирилл Царев , генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг». – В операционном лизинге за счет большого balloon payment процент влияет более существенно, чем при финансовом лизинге. А чем меньше проценты, тем более конкурентоспособным становится предложение операционного лизинга».

Лидеры рынка

По итогам 9 месяцев 2017-го лидером рынка стало АО «Сбербанк Лизинг», нарастившее объем нового бизнеса на 163%, годом ранее компания была на третьей строке в рэнкинге. Второе место по объему нового бизнеса на лизинговом рынке удерживает ПАО «ГТЛК», а третью позицию в рэнкинге занимает «ВТБ Лизинг». Как и прежде, отмечается высокая концентрация рынка на крупнейших лизингодателях, которая продолжает расти. Так, по итогам трех кварталов 2017-го на топ-3 лизинговые компании приходится около 37% нового бизнеса (годом ранее 35%). Стоит отметить, что бизнес трех крупнейших игроков формирует 88% авиасегмента, 38% железнодорожного лизинга и четверть рынка лизинга грузовиков. Доля топ-10 в объеме нового бизнеса за январь – сентябрь текущего года выросла с 64 до 67%, а на 20 крупнейших лизингодателей приходится уже 80% против 78% годом ранее.

Таблица. Топ-20 лидеров рынка по итогам 9 месяцев 2017 года

Место по новому бизнесу Наименование компании Рейтинг кредитоспособности RAEX (Эксперт РА) на 06.12.2017 Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 9 мес. 2017 г., млн руб. Темпы прироста нового бизнеса 9 мес. 2017 г. / 9 мес. 2016 г., % Сумма новых договоров лизинга за 9 мес. 2017 г., млн руб. Объем лизингового портфеля на 01.10.17, млн руб.
01.10.2017 01.10.2016
1 3 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 101 980 163 132 174 397 241
2 2 Государственная транспортная лизинговая компания 90 492 55 180 070 490 797
3 1 «ВТБ Лизинг» 67 377 7 104 295 394 295
4 4 «ВЭБ-лизинг» 56 393 115 82 488 344 620
5 5 «ЛК Европлан» ruA 42 087 63 н. д. 52 552
6 7

В России стало слишком много железнодорожной техники для перевозки грузов, но спрос на нее от этого пока сильно не пострадал: объемы транспортировок все равно растут, да и выбывающее оборудование надо заменять новым. Однако уже сейчас лизинговым компаниям стоит подумать над расширением бизнеса, например над финансированием сделок по приобретению локомотивов.


Работать с железнодорожным подвижным составом, в первую очередь грузовыми вагонами, приятно: актив надежный, с большим сроком жизни, низким уровнем технических рисков, высокой ликвидностью. "Именно поэтому в них охотно инвестируют лизинговые компании, а банки — кредитуют их покупателей. При этом предложение на рынке все еще ограничено, поэтому цены на вагоны находятся на высоком уровне",— говорит Дмитрий Бовыкин, исполнительный директор лизинговой компании RAIL1520.

С ним соглашается Сергей Дианин, генеральный директор лизинговой компании Arval. Рисковая составляющая, связанная с таким предметом лизинга, как железнодорожный вагон, минимальна. Оценивая клиентов-лизингополучателей, работающих в этом сегменте, нужно отметить высокую надежность этих компаний, говорит он.

Разумеется, все эти плюсы оборачиваются более низкой по сравнению с инвестированием в другие виды активов доходностью. Зато спрос гарантирован, уверен Максим Агаджанов, генеральный директор ЗАО "Газпромбанк Лизинг". Он существенно превышает предложение последние десять лет, в результате чего увеличиваются и цены. "Конечно, в кризис цены на вагоны сократились почти вдвое, и это коснулось не только новой, но и подержанной техники. Многие производители были вынуждены сокращать объемы выпуска, но начиная с 2010 года рынок активно восстанавливался, в результате чего вагоны снова являются дефицитным активом с растущей стоимостью",— отмечает он.

Для лизинговых компаний финансирование железнодорожного транспорта — это в первую очередь большие объемы, позволяющие существенно увеличить свой портфель. Такие сделки нельзя сравнивать, например, с автотранспортным сегментом по марже: объемы финансирования и норма доходности несопоставимы.

Впрочем, не исключено, что оптимистичная ситуация в железнодорожном секторе может поменяться на несколько тревожную. В настоящее время парк грузовых вагонов в России достигает 1,1 млн единиц, что является историческим рекордом за всю историю страны. Вместится ли весь наличный подвижной состав на имеющиеся рельсы и найдется ли загрузка для всего парка?

С одной стороны, вагоны приобретаются под объем — имеющиеся контракты или же, по крайней мере, под возможных в будущем клиентов, которые появятся с высокой степенью вероятности. Иными словами, техника, которой сейчас располагают промышленные и транспортные компании, приобреталась под какие-то более или менее конкретные нужды. Промпроизводство в России не падает и даже потихоньку выправляется до докризисных уровней, стало быть, и беспокоиться не о чем.

С другой стороны, потребность в вагонах зависит не только от объема предъявляемого груза, но и от того, насколько эффективно они управляются. Чем более эффективно, тем меньшее количество вагонов понадобится для перевозки большого объема товаров, что приводит к снижению потребности в подвижном составе. Не вдаваясь в отраслевые подробности, отметим, что за последние семь месяцев Министерство экономического развития, Министерство транспорта и ОАО РЖД предприняли ряд шагов, которые привели к оптимизации вагонопотоков на железнодорожной сети. Это повысило ее производительность и тем самым сократило потребность в технике, уронило порожний пробег в 12 раз, стабилизировало растущие до сего момента ставки транспортных компаний и вообще фактически ликвидировало дефицит в подвижном составе — ситуация, которая за последние десять лет наблюдалась только во время кризиса. По подсчетам ОАО РЖД, в настоящее время в России насчитывается лишних около 50 тыс. вагонов.

Более того, намечены следующие шаги по оптимизации железнодорожных перевозок. Создает ли это угрозу для лизингодателей? "Можно говорить о том, что в сегменте грузовых вагонов рынок уже насыщен и мы переходим к стадии лишь замещения оборудования, которое отжило свой срок. Износ вагонов в России не очень значителен. Основной пик спроса на универсальный парк прошел, и тот состав, который есть у операторов, на данный момент практически полностью обеспечивает их потребности",— полагает директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский, высказывая, впрочем, уверенность в том, что портфель ГТЛК в обсуждаемом сегменте будет все равно расти. Господин Агаджанов из "Газпромбанк Лизинга", в свою очередь, обращает внимание на отсутствие значимых инноваций в железнодорожном транспорте России, способных оптимизировать экономику перевозок. "Появление таких инноваций, а над ними сейчас работает ряд производителей подвижного состава, может вызвать новую волну спроса и способствовать развитию лизинга подвижного состава",— уверен он. Спокоен и Дмитрий Бовыкин из RAIL1520. По его оценке, на текущий момент в СНГ эксплуатируется 390 тыс. вагонов с истекшим сроком службы. До 2020 года рынку потребуется еще как минимум 700 тыс. единиц для замены выбывающего подвижного состава и обеспечения роста перевозок. "Колебания спроса неизбежны, но в целом он останется на высоком уровне",— говорит эксперт.

Но даже в том случае, если худшие прогнозы оправдаются, лизинговым компаниям есть куда расти. Реформа железнодорожного транспорта России предусматривает привлечение частного бизнеса не только в управление вагонами, но и в другие сектора, в первую очередь ремонт, а также локомотивное хозяйство (тяговый подвижной состав) и инфраструктуру — пути, станции и вокзалы.

Отметим, что по поводу того, чтобы давать право другим помимо РЖД компаниям на управление локомотивами, еще идут жаркие споры, хотя позиция государства в этом вопросе в принципе положительная. Но так или иначе, некоторое количество — хоть и незначительное — частных тепловозов и электровозов в стране уже работает на отдельных маршрутах или немагистральных направлениях и бизнес уже активно изучает вопрос приобретения собственной тяги.

Именно сектор тягового подвижного состава господин Бовыкин называет перспективным. Парк локомотивов устарел как физически, так и морально, и требует обновления. Помимо этого уже сейчас ощущается их физическая нехватка для обеспечения перевозок возросшего парка вагонов. "На нынешнем этапе реформы железнодорожной отрасли участие частных инвесторов все еще ограниченно, но потенциально либерализация тяги может создать новый рынок лизинга, по размеру сравнимый с рынком вагонов",— говорит представитель RAIL1520.

"Газпромбанк Лизинг" с большим интересом рассматривает финансирование железнодорожных депо, тягового состава и различной спецтехники для подъездных путей, признает господин Агаджанов. Дело в том, что для корпоративных клиентов из числа промпредприятий, с которыми компания предпочитает работать, создание транспортной инфраструктуры является актуальной задачей — этого требуют объемы перевозки и перевалки грузов, кроме того, такой подход позволяет наладить своего рода замкнутый цикл.

Более осторожен господин Добровольский. Он признает, что парк локомотивов изношен уже на 70% (к слову, у грузовых вагонов — только 40%), тяга и правда находится в большом дефиците, что делает сегмент в перспективе весьма интересным. "Но пока это только теория. Локомотивным парком на путях общего пользования на данный момент владеет и управляет ОАО РЖД. Если в этом направлении будет проведена либерализация и на общие пути выпустят частных перевозчиков, сегмент локомотивов будет очень востребован",— делится соображениями топ-менеджер ГТЛК.

По всей видимости, в будущем лизинговым компаниям даст хороший результат комплексная стратегия работы с клиентами: начать с финансирования сделок по приобретению вагонов, а затем, когда лизингополучатель подрастет, можно помочь ему с покупкой локомотива и оборудования для обслуживания всего подвижного состава. При умелом управлении без прибыли железнодорожный перевозчик в России не останется. Как показывает практика, дефицит провозных и пропускных способностей приводит к тому, что грузовладельцы готовы платить больше только за то, чтобы гарантированно вывезти товар и не сорвать контрактные условия. В среднесрочной перспективе ситуация точно сильно не изменится.

Алексей Стригин

Кирилл Кирилин

При формировании графика лизинговых платежей особое внимание уделяется отражению дохода лизинговой компании в расчете. Четкое понятие дохода лизингодателя в российской лизинговой практике пока до конца не устоялось. Различные лизинговые компании могут называть включаемый в расчеты доход по-разному. В лизинговой практике встречаются такие наименования дохода лизинговой компании, как маржа, вознаграждение, прибыль, чистая прибыль. Предлагается в дальнейшем в настоящем обзоре включаемый в расчет лизинговых платежей доход лизинговой компании называть маржой.

Можно выделить два основных подхода к формированию маржи лизинговой компании:

1) лизингодатель закладывает в расчеты чистую прибыль компании и прибавляет к ней налог на прибыль. Также лизинговая компания может отдельно выделить не всю сумму налога на прибыль, а только сумму так называемого обязательного налога на прибыль, рассчитанного исходя из затрат лизингодателя, выплачиваемых из чистой прибыли (например, такими затратами могут быть проценты по кредиту сверх норм, установленных статьей 269 Налогового кодекса РФ);

2) под маржой понимается “грязная” прибыль, из которой лизинговая компания выплачивает налог на прибыль, но данный налог отдельно не учитывается в расчетах, а “сидит” в марже.

Теоретически маржой лизинговой компании можно называть также всю сумму превышения лизинговых платежей над стоимостью имущества. Предполагается, что при таком подходе в маржу включаются проценты по заемным средствам, налоги, прочие расходы, а также собственно сам доход лизингодателя. Однако такая трактовка маржи лизинговой компании видится не корректной, так как при этом не отражается именно доходность лизинговой операции.

Для любого из вышеуказанных вариантов формирования маржи можно выделить следующие способы расчета общей суммы маржи:

1. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от первоначальной стоимости лизингового имущества, данная сумма не корректируется с учетом срока лизинга.

2. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от первоначальной стоимости лизингового имущества, данная сумма корректируется с учетом срока лизинга (обычно умножается на количество лет, в течение которых длится договор лизинга).

3. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от остатка задолженности по кредиту. В этом случае к процентной ставке по кредиту прибавляется некое значение, которое и формирует маржу лизингодателя. В этом случае общую сумму процентов по кредиту и маржу иногда называют лизинговым процентом.

4. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от остаточной стоимости лизингового имущества в каждый момент времени действия договора лизинга. В данном случае размер маржи зависит от срока лизинга и алгоритм расчета аналогичен алгоритму расчета налога на имущество.

5. Сумма маржи рассчитывается как определенный процент от суммы договора лизинга или от суммы всех затрат лизингодателя по договору лизинга.

6. Сумма маржи является фиксированной величиной. Такой алгоритм может применяться, например, при лизинге однотипных транспортных средств, а также недорогого оборудования, когда лизингодатель фиксирует минимальную сумму маржи.

При переговорах перед подписанием договора лизинга лизингодатель и лизингополучатель обычно обсуждают ставку маржи лизинговой компании. При этом сторонам стоит сразу обратить внимание на три аспекта при обсуждении данного вопроса:

Лизинговая компания указывает ставку маржи, которая уже включает НДС, или ставку без НДС;

Лизинговая компания указывает ставку маржи, к которой в расчетах прибавляется налог на прибыль, или ставку, уже включающую налог на прибыль;

Что является базой при расчете маржи.

Предположим, стороны договорились, что ставка маржи не включает НДС на маржу и включает налог на прибыль лизинговой компании. Рассмотрим, какую сумму составит маржа лизингодателя при одинаковой абсолютной ставке исходя из вышеуказанных способов ее расчета. Пусть ставка маржи равняется 4%, срок договора лизинга – 3 года, стоимость предмета лизинга составляет 118 000 единиц с НДС (балансовая стоимость - 100 000 ед.), ставка привлеченного лизингодателем кредита составляет 14% годовых, срок кредита – 3 года, погашение кредита производится ежемесячно равными частями (при этих условиях сумма процентов по кредиту составляет 25 468 ед.). Результаты расчетов маржи представлены в таблице №1.

Из таблицы №1 видно, что одна и та же ставка маржи может составлять разную абсолютную сумму дохода лизингодателя исходя из различных способов расчета маржи. Также можно заметить, что все способы расчета маржи, приведенные в таблице №1, кроме первого и пятого, фиксируют зависимость маржи от срока договора лизинга. Это можно считать корректной зависимостью, так как лизингодатель предоставляет услуги лизингополучателю в течение всего срока лизинга, а не в конкретный момент времени. Первый и пятый способы фактор времени не учитывает, при этом первый способ зачастую является более понятным и простым для лизингополучателя и поэтому широко используется на практике, пятый способ - несколько сложнее и используется реже.

Лизингополучатель всегда будет стремиться понять абсолютный размер маржи лизинговой компании и по возможности пытаться его уменьшить. Лизинговая компания наоборот всегда пытается увеличить размер собственного дохода. Таким образом, формируется определенный рыночный уровень доходности лизинговых операций, при котором данный финансовый инструмент становится взаимовыгодным для каждой стороны.

Читайте также: