Институционализация и социальный институт. Понятие социальных институтов Структура и функции социальных институтов

4.2 Институционализация

Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Институционализация - превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представителями институционализма были Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Кларенс Эйрс, Митчелл, Уэлси Клэр, Джон Кеннет и другие. Они считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов. В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.

За любым социальным институтом стоит своя история его институционализации. Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д.

Конкретными примерами институционализации могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого наследия мыслителя - в философскую или религиозную школу; увлечения каким-либо литературным жанром, направлением в музыке - в субкультурную организацию.

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. По определению известного социального исследователя Г. Ленски, социальные процессы порождают такие процессы институционализации как:

1) потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

2) потребность в производстве продуктов и услуг;

3) потребность в распределении благ (и привилегий);

4) потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

5) потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

6) потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Отсюда следует, что каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать еще одно определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

4.3 Функции социального института

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию.

Функция (от латинского - исполнение, осуществление) социального института – это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Совокупность всех социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

Социологи разных направлений стремятся классифицировать эти функции, представить их в виде определённой упорядоченной системы. Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделяют несколько основных функции социальных институтов.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной. Также универсальными функциями институтов являются: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная; интегративная; транслирующая; коммуникативная.

Наряду с универсальными существуют и другие функции - специфические. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Например: установление, наведение и поддержание порядка в обществе (государство); открытие и передача новых знаний (наука и образование); добывание средств существования (производство); воспроизводство нового поколения (институт семьи); проведение различных ритуалов и поклонений (религия) и др.

Некоторые институты выполняют функцию стабилизации общественного порядка, другие поддерживают и развивают культуру общества. Все универсальные и специфические функции можно представить в следующей комбинации функций:

1) Репродукция - Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство, образование, культура.

2) Производство и распределение. Обеспечиваются экономически - социальными институтами управления и контроля - органы власти.

3) Социализация - передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

5) Регулирование использования власти и доступа к ней – политические институты

6) Коммуникации между членами общества – культурные, образовательные.

7) Защита членов общества от физической опасности – военные, правовые, медицинские институты.

Каждый социальный институт может иметь ряд подфункций, которые выполняет данный институт и не может быть у других институтов. Например: институт семьи имеет следующие подфункции: репродуктивную, статусную, экономического удовлетворения, защитную и т.д.

Кроме этого каждый институт может выполнять и несколько функций одновременно или же на выполнении одной функции специализируются несколько социальных институтов. Например: функцию воспитания детей выполняют такие институты, как семья, государство, школа, и т.д. При этом институт семьи выполняет несколько функций сразу, как отмечалось это раннее.

Функции, выполнявшиеся одним институтом, со временем видоизменяются и могут передаваться другим институтам или распределяться между несколькими. Так, например функцией воспитания вместе с семьей осуществляли раньше церковь, а сейчас школы, государство и другие социальные институты. Кроме этого во времена собирателей и охотников семья еще занималась функцией добывания средств существования, в настоящее же время эту функцию выполняет институт производства и индустрии.

Кроме выше изложенных функций существуют явные и латентные функции социальных институтов. Эти функции представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности.

Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются необходимыми, более формализованными и подконтрольными обществу.

Латентные функции институтов – те, которые скрытые, не зявленые. Иногда они вполне тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение.

Отсюда можно сделать вывод, что явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентное – о том, что из этого получилось.

Деятельность института считается функциональной, если она способствует сохранению общества. Если какой-либо институт своей деятельностью наносит обществу вред, имеет место дисфункция института.


Потребность. Функции и дисфункции социальных институтов Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не...

1994г. Социальные институты. Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и...

... »[v]. Однако выделение информационного права из общей системы права не связано только с удовлетворением общественной и государственной задачи или потребности. Процесс формирования информационного права связан также с наличием у этой отрасли следующих конструкций: 1. самостоятельный предмет правового регулирования; 2. методы информационного права; 3. понятийный аппарат, присущий только данной...

Вовсе не является общественным, а всего лишь желания «сильных мира сего». Но эта проблема заслуживает более серьёзного изучения. (См. Гл. II. П 2.5.) Глава II. Социология общественного мнения. 2.1. Общественное мнение как социальный институт. Прежде, чем приступить к изучению общественного мнения, как социального института, необходимо дать определение...


Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.

Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их систему социальных ролей и статусов.

Сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией .

Этапы институционализации:

1. Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий

2. Формирование общих идей

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок

4. Появление процедур, связанных с осуществлением норм и правил

5. Институционализация норм, правил и процедур (принятие, закрепление, практическое применение)

6. Установление систем санкций для поддержания норм и правил; дифференцированность их применения в конкретных случаях

7. Материальное и символическое оформление возникновения институциональных систем.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

1. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность . Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей:

а) Потребность в производстве продукции и услуг

б) Потребность в распределении благ и привилегий

в) Потребность в безопасности, защите жизни и благополучия

г) Потребность в социальном контроле за поведением человеческого общества

д) Потребность в коммуникации

е) Потребность в коллективизме в коллективных действиях, но в определенной ситуации.

2. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей . Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий.

Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством . Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Эти системы состоят из ряда основных элементов, которые видятся в системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса.

Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо:

а) Чтобы эти элементы стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов.

б) Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

3. Организационное оформление социального института .

Внешне социальный институт – совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

Каждой общественной сфере соответствует свой социальный институт:

Экономическая сфера – банк, биржа

Политическая сфера – партии, власть

Духовная сфера – культура, религия, образование

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института .

Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Чем сложнее общество – тем больше развита система социальных институтов.

История социальных институтов, их эволюция подчиняется следующим закономерностям: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалами и обычаями правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на достиженческих целях, на основе компетенции, независимости, личной ответственности, рациональности и относительно независимых от моральных предписаний.

Проблему для современного общества представляет противоречие между институциональными комплексами государства , одни из которых стремятся к профессиональной деятельности, что неизбежно влечет определенную закрытость и недоступность для окружающих, с другими институтами , которые действуют как прямой канал открытого выражения интересов самых разнообразных групп общества.

Проблема взаимодействия социальных институтов возникает , если система норм, свойственная одному институту, начинает вторгаться в другие сферы социальной жизни, в которых раньше функционировали другие институты. Следствием может быть дезорганизация общественной жизни, растущее социальное напряжение и даже уничтожение какого-либо из институтов.

Изменение социальных институтов может быть вызвано внутренними и внешними причинами.

Внутренние причины чаще всего связаны со сменой культурной ориентации в развитии общества, с изменением духовно-нравственных представлений, что приводит к кризису.

Внешние причины – неэффективность социальных институтов, противоречие между существующими институтами и социальной мотивацией.



Тема 1. Общество

Тест 1. Что такое общество

Часть 1

    Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

    1. государством

      обществом

      цивилизацией

      племенем

    Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются

    1. общественными

      цивилизационными

      экономическими

      политическими

    Какое положение из названных не относится к общественным отношениям?

    взаимодействие двух людей

    отношение между странами

    взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным судом

    украшение новогодней елки

    Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?

    центром этого понятия является человек

    существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам

    основывается на определенном способе производства

    включает способы взаимодействия людей

    Что из названного не относится к понятию «социальный институт»

Часть 2

    Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, созданных человечеством в процессе общественного развития, называется .

    Карл Маркс писал: «Понятие общества имеет смысл, очевидно, только в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме людей». Какую обязательную составную часть понятия общества тем самым он подчеркивает?

Ответ: .

    Множество связанных между собой элементов, представляющие собой определенное целостное образование, называется .

    Отметьте признаки, относящиеся к понятию «социальная группа». Запишите цифры, под которыми они указаны.

    устойчивая совокупность людей

    выполняет конкретные общественные функции

    строится на основе определенных идеальных норм и правил поведения

    не имеет определенных стандартов поведения

Ответ: .

    Отметьте признаки, характерные для всех видов социальных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    представляют собой правила поведения общего характера

    обладает той или иной степенью обязательности

    их исполнение обеспечивается и охраняется государством

    направлены на упорядочение общественных отношений

Ответ: .

Часть 1

    Способность социальной системы включать новые части, новые общественные образования, явления и процессы в единое целое – это способность к

    1. социализации

      интеграции

      эксплуатации

      диверсификации

    Процесс приспособления организма к окружающей среде называется

    1. адаптацией

      кооперацией

      интеграцией

      детерминизмом

    Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течении длительного времени, называются

    1. цивилизацией

      формацией

      традицией

    Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется

    1. институциализацией

      кооперацией

      консолидацией

      деноминацией

    Основным элементом общества является

    государство

    социальная группа

    политическая система

Часть 2

    Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные нормы».

Дозволение, мораль, социум, запрет, традиции, право.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: .

    Вставьте пропущенное понятие: «Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества, называются .

    Найдите в приведенном ниже списке понятия, характеризующие основные виды человеческой деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    игра

    воспитание

  1. мышление

Ответ: .

    Найди в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к политическим институтам общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    семья

    государство

    профессиональные союзы

Ответ: .

Тест 9. Наука. Образование

Часть 1

    Какому понятию из названных было дано такое определение: «Наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений»?

    1. практике

      искусству

    Какое из определений не принадлежит к определению науки

    область человеческой деятельности, вырабатывающей объективное знание о мире

    наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений

    система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире

    форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики.

    Уровень познания, который имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений, называется

    теоретическим познанием

    эмпирическим познанием

    интеллектуальным познанием

    экспериментальным познанием

    Экспериментальное естествознание возникло

    1. в X в.

      в XV в.

      в XVII в.

      в XIX в.

    Эмпирические знания не могут быть получены путем

    наблюдений

    эксперимента

    математического моделирования

Часть 2

    Вставьте пропущенные слова: «Наблюдения чистого, лишенного компонента, просто не существует. Все наблюдения, особенно экспериментальные, выполнены в свете той или иной » (К. Поппер )

    Вставьте пропущенное слово: «Под я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течении всего времени дают научному сообществу модель постановки и их решений» (Т. Кун ).

    Установите соответствие между научными парадигмами и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) геоценрическая модель мира

1) А. Эйнштейн

Б) механика

2) К. Линней

В) классификация растений

3) Ч. Дарвин

Г) эволюционная теория

4) И. Ньютон

Д) теория относительности

5) Клавдия Птолемей

    Вставьте словосочетание: «Развитие науки есть последовательный переход от одной парадигмы к другой через » (Т. Кун).

    Какое слово пропущено? «Сила науки в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные , без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность».

Тест 10. Мораль. Религия

Часть 1

    Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.

Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

    Мораль не выполняет такую социальную функцию, как

    1. регуляторная

      правоохранительная

      ценностно-ориентационная

      социализирующая

    Источниками какого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд и Коран?

    научное мировоззрение

    религиозное мировоззрение

    обыденное мировоззрение

    официальная доктрина

    Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется

    1. убеждением

      совестью

    Выберите верное утверждение.

    убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения

    убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения

    убеждения присущи только человеку с обыденным типом мировоззрения

    убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения

Часть 2

    Вставьте пропущенное слово: « - практическая философия, прикладная наука. Изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным)».

    Вставьте пропущенное слово: «Духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий называется моральным ».

    Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) аксиология

1) точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют

Б) эвдемонизм

2) учение о ценностях

В) нигилизм

3) одно из направлений в этике, возникшие в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля. Основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью

Г) релятивизм

4) отрицание всех положительных идеалов и любых повелений морали вообще

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

    Этическая теория Эпикура, где добро определяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло – как то, что приводит к страданию, называется .

    Вставьте пропущенное слово: «Фридрих Ницше считал, что - энергично, целеустремленно, аристократично, добро же добропорядочно лишь по причине жизненной слабости».

Тема 1. Общество

Тест 1. Что такое общество

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Культурой < или> культура

Общественные отношения

Системой < или> система

Тест 2. Общество как сложная динамичная система

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Социальными институтами

Тест 9. Наука. Образование

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Теоретического/ теории

Парадигмами

Научную революцию

Тест 10. Мораль. Религия

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Этика/ Этику

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) -- это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты,

возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации. 3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

27. Социальные институты как элементы социальной структуры общества .

Понятие социального института - одно из основных в социологии. Существуют даже попытки определить социологию как науку о социальных институтах. Благодаря трактовке этого понятия в социологии был выработан особый институциональный подход.

Краткий словарь по социологии утверждает, что термин «институт» имеет латинское происхождение и в дословном переводе применительно к античной эпохе означает установление, учреждение Сегодня социальный институт означает исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей и употребляется в самых разнообразных значениях. Социальный институт главный компонент социальной структуры, интегрирующим и координирующим множество индивидуальных действий людей, упорядочивающим социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Социальный институт представляет собою ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы, совокупность обычаев, традиций и правил поведения; формальную и неформальную организацию; совокупность норм и учреждений, регулирующих определённую сферу общественных отношений; обособленный комплекс социальных действий.

Таким образом, полезная обществу совокупность взаимосвязей и систем поведения находит наиболее полное выражение в социальных институтах. Известно, что важнейшим условием существования человечества является постоянное воспроизводство материальных благ. Именно социальные институты помогают осуществлять его целенаправленно и эффективно. Здесь и социализация подрастающего поколения, и модернизация общества, и защита его от внешних и внутренних врагов. Поэтому значение социальных институтов трудно переоценить. Одно и, пожалуй, главное можно однозначно сказать - без них человечество просто не может цивилизованно существовать. Более того, наличие социальных институтов, степень их развитости и эффективности функционирования - показатель уровня цивилизованности эпохи. Поэтому понятие «социальный институт» в социологии занимает одно из центральных и исключительно значимых мест.

Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.

§ Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

§ Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.

Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

§ Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определённой совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Читайте также: